Что делать, если закупка не состоялась

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если закупка не состоялась». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как заключается контракт, прописано в ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ. В течение пяти дней с даты размещения в ЕИС итоговых протоколов заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта. Участник в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта подписывает его усиленной электронной подписью и размещает на электронной площадке подписанный проект и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. В течение трех рабочих дней с даты размещения подписанного участником проекта контракта и предоставления им обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в ЕИС и на электронной площадке подписанный со своей стороны контракт.

Заключение контракта по итогам электронных процедур

Если у победителя есть разногласия по проекту, он в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта направляет ему протокол разногласий. По результатам рассмотрения этого протокола (на протяжении максимум трех дней) заказчик может без своей подписи разместить в ЕИС и на электронной площадке доработанный проект контракта, а может повторно разместить проект контракта без изменений с указанием в отдельном документе причин отказа учесть замечания.

Как подготовить заявку на участие

Запрос котировок по 223-ФЗ является не только быстрой, но и наименее затратной процедурой для участников. От них не требуется предоставления обеспечения заявки. В то же время подаче заявки на участие предшествует подробный анализ потенциальным контрагентом заказчика своих возможностей для исполнения соглашения.

Если решение об участии принято, участник подает соответствующую заявку, которая должна соответствовать требованиям ч. 9 ст. 82.3 44-ФЗ и содержать:

  • согласие участника на выполнение условий заказчика в рамках исполнения контракта;
  • информацию об участнике — наименование, адрес, контактные данные;
  • декларации соответствия участника требованиям, предъявляемым к нему;
  • при необходимости — конкретные показатели ТРУ, которые он собирается поставлять заказчику.

Заявка участника должна полностью отвечать требованиям, которые заявлены заказчиком в извещении о проведении заявки. В то же время заказчик не вправе требовать от участников сведений и документов, которые не перечислены в положениях 44-ФЗ. Если извещение заказчика содержит такие нерегламентированные требования, участник вправе их не удовлетворять. Отклонение заявки по тому основанию, что не выполнены не регламентированные законом требования заказчика, является поводом для жалобы на заказчика в УФАС.

Рассмотрение заявок при проведении котировок членами комиссии

Рассмотрение заявок проводится в течение двух рабочих дней после окончания срока подачи заявок. Комиссия проводит очное заседание. Минимальный состав комиссии – три человека. Кворум для принятия решения – присутствие 50% членов комиссии. Каждый член комиссии должен иметь электронную подпись.

Если заявку отклоняют, всегда указывают обоснование. Комиссия присваивает порядковые номера не отклонённым участникам.

Почему заявку могут отклонить:

  • в заявке не предоставлена необходимая информация, документы;
  • документы, предоставленные в заявке, недостоверные;
  • сам участник не соответствует требованиям;
  • не представлены документы, которые требуются по нормативным актам в рамках нацрежима;
  • участник закупки относится к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включённых в перечень, определённый Правительством РФ;
  • независимая гарантия не соответствует установленным требованиям.

Чтобы провести электронный аукцион, заказчику в Единой информационной системе (ЕИС) нужно разместить извещение с обязательными приложениями. Участники могут подавать заявки в течение семи дней с момента размещения извещения. Если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 300 миллионов рублей (2 миллиарда рублей при закупке строительных работ), с момента размещения извещения до конца срока подачи заявок должно пройти не менее 15 дней. Заявка не делится на части, не предусмотрена процедура рассмотрения первых частей заявок и допуска к участию в аукционе. Приём ценовых предложений в электронном аукционе начинается через 2 часа после окончания срока подачи заявок, составляет 4 минуты с продлением на 4 минуты после подачи ценового предложения, а общее время приёма не превышает 5 часов.

После получения от электронной площадки протокола ценовых предложений заказчик (комиссия) в течение двух рабочих дней рассматривает заявки участников и размещает протоколы итогов на электронной площадке (рисунок 1).

Электронный запрос котировок

Запрос котировок в 2022 году проводится только в электронной форме. Обратите внимание, что таким способом теперь осуществляются и те закупки, которые ранее осуществлялись запросом предложений (ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Электронным запросом котировок проводятся закупки с НМЦК до 3 млн руб., при этом в размере до 20% от СГОЗ или 100 млн руб. в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем году составил менее 500 млн руб.

Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок независимо от НМЦК в отношении следующих объектов закупки:

  • лекарства для пациентов по решению врачебной комиссии;
  • услуг экспертов и адвокатов по защите прав и интересов страны;
  • товаров по жизнеобеспечению граждан по решению суда в сжатые сроки;
  • спортивного инвентаря и экипировки для олимпийцев и паралимпийцев;
  • товаров после одностороннего расторжения контракта;
  • изделий народных художественных промыслов;
  • жилых помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • товаров, если вы находитесь на территории иностранного государства.

страхование и факторинг

☎ Связаться с нами!

Вот такие первоапрельские сюрпризы подготовили нам с Вами, уважаемые участники рынка госзакупок, наши законодатели. Напоминаем, что очередные изменения в закон «О контрактной системе» вступают в силу с 1 июля и 1 октября этого года. Ну и, конечно, ждем с нетерпением второй оптимизационный пакет поправок, который уже прошел первое чтение в Госдуме.

Видимо так и придется потратить всю жизнь на изучение закона 44-ФЗ.

В следующей статье мы расскажем о том, какие изменения произойдут с 1 апреля в закупках госкомпаний (закон 223-ФЗ). Следите за новостями на нашем сайте.

Открытый конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс

Согласно ст. 56.1 и 57.1 Закона № 44-ФЗ заказчик может провести закупки в следующих случаях:

1. Открытый конкурс с ограниченным участием в электронной форме:

– когда товары, работы или услуги, которые по причине их технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень таких случаев устанавливается Правительством РФ;
– если работы по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечных фондов.

2. Двухэтапный конкурс в электронной форме – при одновременном соблюдении следующих условий:

– конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции; энергосервисного контракта или контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
– для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Конкурс с ограниченным участием в электронной форме проводится по схеме, аналогичной открытому конкурсу в электронной форме. Но вторая часть заявки на участие в таком конкурсе наряду с информацией и электронными документами, требующимися при открытом электронном конкурсе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников предъявляемым к ним дополнительным требованиям.

Чуть сложнее процедура проведения двухэтапного конкурса. На первом этапе участники представляют первоначальные заявки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Эти заявки должны содержать предложения в отношении объекта закупки без цены. Обеспечение заявки на участие на первом этапе не требуется. Затем предложения обсуждаются с участниками не более 20 дней с даты окончания срока подачи первоначальных заявок. Результаты обсуждения фиксируются в протоколе первого этапа.

Основные причины отклонения котировочных заявок (44-ФЗ)

В связи с изменениями в законодательстве с 1 января 2021 года запросы котировок подаются только в электронном виде за исключением отдельных случаев, которые в рамках данной статьи не рассматриваются. Готовить документацию стало гораздо легче, но это вовсе не значит, что заказчик обязательно признает заявки всех участников на конкретный запрос котировок соответствующими своим требованиям. Отклонить котировочную заявку заказчик имеет право только в случаях, перечисленных в статье 78 закона 44-ФЗ. Остановимся на каждом из них подробнее.

  1. Котировочные заявки редко отклоняются заказчиками из-за несоответствия предлагаемых характеристик товаров требованиям заказчика. Объем требований в спецификациях или технических заданиях (аналогах рекомендованных форм 2) котировочных заявок несравненно меньше, чем в аукционах, а, следовательно, намного меньше и количество «подводных камней». К тому же в предложении участнику не требуется указывать товарные знаки, что еще больше облегчает подготовку технических предложений. Поэтому отклонение по данному основанию наблюдаются, как правило, только при подготовке котировочной документации неопытными специалистами.
  2. Если участник не указал или неправильно указал в заявке ФИО своего единоличного исполнительного органа, коллегиального органа, ИП или адрес местонахождения организации (адрес физического лица, если участник – ИП), номер телефона, а также банковские реквизиты он сильно рискует отклонением. При полном или частичном отсутствии банковских реквизитов отклонение заявки неизбежно, при ошибке в реквизитах заказчик может ее не заметить и допустить заявку. Впоследствии, в случае победы, победителю запроса котировок придется заключать с заказчиком дополнительные соглашение с указанием правильных реквизитов. Чтобы не рисковать отклонением. Автор советует специалистам по торгам при внесении их в заявку быть очень внимательными, чтобы не пришлось им потом тратить время на исправление реквизитов, не говоря уже о риске отклонения.

Пример не предоставления декларации СМП

В составе котировочной заявки для субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку гвоздей участник (ИП) не представил ни декларации об отнесении его организации к субъектам малого предпринимательства, ни выписки из реестра МСП. Заявка была отклонена. При обжаловании в ФАСе участник успеха не добился – комиссия ФАС подтвердила необходимость предоставления такой декларации, в которой ИП должен был подтвердить выполнение условий его отнесения к субъектам СМП, согласно статье 4 закона от 27.07.2007 г. № 209 ФЗ г.

  1. Анализируя котировочное извещение участнику всегда следует обращать внимание на наличие запретов на поставку товаров из иностранных государств, а также приоритета на поставку товаров российского происхождения. В случае установления таких запретов участнику может потребоваться предоставление дополнительных документов, например, декларации о российском происхождении товаров, сертификатов соответствия и т.д. В противном случае заявка будет отклонена. Но это ещё полбеды. В определенной ситуации опасней выглядит неуказание страны происхождения товара при подаче заявки с установленным приоритетом российских товаров над зарубежными. Заявка не будет отклонена, но комиссия заказчика будет считать, что участник предлагает зарубежные товары со всеми вытекающими отсюда последствиями: при заключении контракта в случае победы победитель потеряет 15% от НМЦК и может «уйти в ноль», а то и «в минус».
Читайте также:  Расчет ущерба по ОСАГО — единая методика, установленная Центробанком

Как подготовить заявку на участие

Запрос котировок по 223-ФЗ является не только быстрой, но и наименее затратной процедурой для участников. От них не требуется предоставления обеспечения заявки. В то же время подаче заявки на участие предшествует подробный анализ потенциальным контрагентом заказчика своих возможностей для исполнения соглашения.

Если решение об участии принято, участник подает соответствующую заявку, которая должна соответствовать требованиям ч. 9 ст. 82.3 44-ФЗ и содержать:

  • согласие участника на выполнение условий заказчика в рамках исполнения контракта;
  • информацию об участнике — наименование, адрес, контактные данные;
  • декларации соответствия участника требованиям, предъявляемым к нему;
  • при необходимости — конкретные показатели ТРУ, которые он собирается поставлять заказчику.

Заявка участника должна полностью отвечать требованиям, которые заявлены заказчиком в извещении о проведении заявки. В то же время заказчик не вправе требовать от участников сведений и документов, которые не перечислены в положениях 44-ФЗ. Если извещение заказчика содержит такие нерегламентированные требования, участник вправе их не удовлетворять. Отклонение заявки по тому основанию, что не выполнены не регламентированные законом требования заказчика, является поводом для жалобы на заказчика в УФАС.

Заказчик может отменить запрос котировок без объяснения причин не менее, чем за два дня до объявления результатов процедуры. В таком случае он обязан уведомить участников путём размещения соответствующей информации в открытом доступе.

Для отмены в обязательном порядке издаётся приказ, где указывается вся информация об отменённом запросе. Он также должен быть опубликован в общем доступе.

После принятия решения об отмене заказчик обязан в течение суток изменить свой план-график закупок. Запрос котировок считается отменённым с момента публикации соответствующего уведомления.

Запрос котировок — это не самая распространённая, но довольно удобная процедура, позволяющая быстро определить поставщика. Требования к её проведению во многом мягче, чем к аукциону или конкурсу, поэтому в ближайшее время стоит ожидать увеличение количества закупок, для которых выбор поставщика будет происходить именно таким образом.

Условия для проведения электронного запроса котировок

Процедура запроса котировок в электронной форме (ЗКЭФ) за последнее время значительно изменилась.

Во-первых, поменялись сроки проведения закупки и порядок — теперь все манипуляции проводятся на электронной площадке (ЭТП).

Во-вторых, работа организатора заключается только в рассмотрении заявок. А работа оператора ЭТП сводится к оценке предложений, дополнениям протокола рассмотрения заявок и указанию в протоколе итоговой информации о выигравшем госзаказ участнике.

Условия электронного запроса котировок:

  • начальная максимальная цена контракта (НМЦК) до 3 млн. ₽ (п.1 ч.10 ст.24 44-ФЗ). При этом Правительство РФ вправе принять решение об увеличении НМЦК и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий;
  • годовой объем закупок по запросам котировок — 20% от совокупного годового объема закупок или 100 млн. ₽, если СГОЗ за прошедший год не превысил 500 млн. ₽;
  • электронный запрос котировок может быть проведен независимо от НМЦК и годового объема закупок, в случае осуществления: закупок для нормального жизнеобеспечения граждан; закупок ТРУ по итогам расторгнутого ранее контракта; закупок на территории иностранного государства; закупок лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии; закупок инвентаря и экипировки для олимпийской команды России, паралимпийской команды России; закупок юридических услуг по защите интересов Российской Федерации; закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства; закупок жилых помещений для детей-сирот;
  • срок подачи заявок — не менее 4 рабочих дней.

При проведении ЗКЭФ нет необходимости готовить целый пакет документов — достаточно лишь извещения, которое размещается в Единой информационной системе (ЕИС).

Когда процедура ЗКЭФ признается несостоявшейся

Процедура ЗКЭФ признается несостоявшейся в следующих случаях:

  • по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке (п.1 ч.1 ст.52);
  • по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (п.2 ч.1 ст.52);
  • по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке (п.3 ч.1 ст.52);
  • по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок отклонила все такие заявки (п.4 ч.1 ст.52).

Если электронный запрос котировок признан несостоявшимся в случаях, предусмотренных п.1 и п.2 ч.1 ст.52, контракт с таким участником закупки заключается в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Как разработать документы

Для того чтобы провести электронный запрос котировок, необходимо подготовить:

  • извещение;
  • проект контракта.

Извещение подаётся в установленной форме с обязательным указанием следующей информации:

  • адрес той электронной торговой площадки, на которой будут проводиться торги;
  • цена контракта и её экономическое обоснование;
  • календарная дата, когда прекращается приём заявок на участие;
  • календарная дата проведения оценок поданных заявок;
  • календарная дата выбора победителя;
  • реквизиты предприятия и подробная информация о контрактном управляющем;
  • подробное описание объекта предстоящей сделки;
  • требования, которые заказчик предъявляет к потенциальным поставщикам, и которым они должны соответствовать.

Согласно ч.13 ст.77 44-ФЗ контракт по итогам проведения запроса котировок в бумажной форме может быть заключен не ранее чем через 7-мь дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через 20-ть дней с даты подписания указанного протокола. Контракт заключается в письменной форме.

Важный момент! Участник (юридическое лицо) при подписании контракта с Заказчиком должен предоставить выписку из ЕГРЮЛ или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки, которые получены не ранее чем за 6-ть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок.

Согласно ч.9 ст.83.2 контракт по итогам проведения запроса котировок в электронной форме может быть заключен не ранее чем через 7-мь дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

Читайте также:  Свидетельства о рождении с 1 марта станут электронными

При этом саму последовательность заключения контракта по итогам проведения ЗКЭФ я указал в разделе 4 — “Порядок проведения запроса котировок в электронной форме” настоящей статьи. Для вашего удобства ниже я разместил две схемы заключения контракта.

Электронный запрос котировок в 2022 году

Электронный запрос котировок (далее – ЗКЭФ) обновился с 1 апреля 2021 года. И вновь обновленный формат — с 01.01.2022 года:

1. Годовой лимит закупок таким способом увеличился с 10% до 20% совокупного годового объема закупок (СГОЗ). Но, если прошлогодний СГОЗ (за 2021 год) меньше 500 млн. руб., лимит составит 100 млн. руб.

2. ЗКЭФ можно провести, если НМЦК не выше 3 млн. руб.

3. Независимо от НМЦК и СГОЗ запрос котировок в ЭФ в случаях, указанных в ч. 10 ст. 24 Закона 44-ФЗ (далее – Закон), заказчик вправе проводить при осуществлении:

  • а) закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, если возникли осложнения (контрольным органом выдано предписание об устранении нарушения, либо арбитражным судом вынесено определение об обеспечении иска, либо расторгнут ранее заключенный контракт на поставку таких товаров);
  • б) закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом расторгнутого контракта на основании части 9 или 15 статьи 95 Закона;
  • в) закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
  • г) закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии;
  • д) закупок спортивных инвентаря, оборудования, экипировки, необходимых для олимпийской, паралимпийской команды России, для подготовки сборных команд РФ, субъектов РФ к спортивным соревнованиям;
  • е) закупок услуг по защите интересов РФ за рубежом;
  • ж) закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
  • з) закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Если при таких закупках НМЦК составляет 20 млн. рублей и более, заказчик (за исключением случаев закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования по ч. 2 ст. 31) устанавливает дополнительное требование к участникам по части 2.1 ст. 31 Закона (на сумму не менее 20% НМЦК).

5. Заказчик вправе внести изменения в извещение не позднее, чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок. При этом срок подачи заявок должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял не менее трех дней.

Сроки проведения запроса котировок в электронной форме

срок размещения в ЕИС извещения — не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок (п. 3 ч. 3 ст. 42 Закона);

— срок рассмотрения заявок — не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов, установленной извещением (ч. 3 ст. 50 Закона);

— срок заключения контракта по результатам проведения запроса котировок — не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником действий, направленных на заключение контракта, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС итогового протокола (п. 3 ч. 6 ст. 50 Закона).

Порядок заключения контракта с победителем запроса котировок в электронной форме

Контракт заключается в электронной форме с использованием функционала ЕИС и ЭП. Порядок – общий с учетом особенностей.

В течение трех часов с момента размещения в ЕИС итогового протокола — сформировать и разместить в ЕИС и на ЭП (с использованием ЕИС) проект контракта (п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона).

В течение рабочего дня, следующего за днем подписания победителем проекта контракта, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС итогового протокола (п. 3 ч. 6 ст. 50, п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона) — разместить в ЕИС и на ЭП (с использованием ЕИС) подписанный электронной подписью контракт.

Внимание! При заключении контракта по итогам ЗКЭФ участник не вправе формировать протокол разногласий (п. 4 ч. 6 ст. 50 Закона).

Заказчик должен признать победителя уклонившимся от заключения контракта, если он вовремя не подписал и не разместил на ЭП проект контракта и документы, подтверждающие обеспечение исполнения контракта (кроме случаев, предусмотренных Законом) (п. 1 ч.

6 ст. 51 Закона). Не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения победителем таких действий, заказчик формирует в ЕИС протокол об уклонении победителя закупки от заключения контракта, подписывает его электронной подписью и размещает в ЕИС.

Электронный запрос котировок признается несостоявшимся (ч. 1 ст. 52 Закона)

ТОЛЬКО ОДНА ЗАЯВКА НЕТ ЗАЯВОК ОТКАЗ ОТ КОНТРАКТА
П. 1) подана по окончании срока подачи заявок; П. 2) соответствует требованиям, установленным в извещении по результатам рассмотрения заявок; П. 3) не подано ни одной заявки по окончании срока подачи заявок. П. 4) комиссия отклонила все заявки по результатам рассмотрения; П. 5) все участники закупки, не отозвавшие заявку, признаны уклонившимися от заключения контракта; П. 6) заказчик в соответствии с частями 9 и 10 ст. 31 Закона отказался от заключения контракта с участником, подавшим единственную заявку (или признанную единственной соответствующей требованиям извещения).
Заказчик формирует протокол (ч. 7 ст. 52)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *