Расчет ущерба по ОСАГО — единая методика, установленная Центробанком

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет ущерба по ОСАГО — единая методика, установленная Центробанком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В первую очередь, нам нужно понимать, что ОСАГО призвано страховать ответственность водителя при наступлении страхового случая. Проще говоря, если вы оказались в результате ДТП должны кому-то денег за причинённый ущерб, то ОСАГО платит за вас… Но не всё (и не сразу, к сожалению)!

Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:

  1. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
  2. «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
  3. Электронная база стоимости запчастей.

Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:

  • № 1 — требования к проведению фотосъемки;
  • № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
  • № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
  • № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
  • № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
  • № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
  • № 9 — коэффициенты эксплуатации;
  • № 10 — коэффициенты механических повреждений.

Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.

В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.

Расчитайте износ деталей автомобиля самостоятельно!

Калькуляторы нашего сайта помогают осуществить точные расчеты износа в соответствии с Постановлением Правительства РФ №361 от 24 мая 2010 г., Постановлением Правительства РФ №717 от 30.07.2014г., а также в соответсивии с Положением Банка России №432-П от 19.09.2014г. Благодаря использованию этого сервиса вы можете рассчитать износ деталей автомобиля по ОСАГО самостоятельно, быстро и просто. Для этого необходимо лишь внести соответствующие данные и показатели в приведенные выше поля и нажать кнопку «рассчитать». Осуществленный расчет вы можете также легко сохранить себе в общедоступном текстовом формате для использования при возникновении необходимости. Износ автомобиля непосредственно влияет на стоимость запасных частей при восстановительном ремонте и применяется только к запасным частям. Сотрудники нашей компании имеют необходимую квалификацию и с радостью помогут вам в решении любых возникших вопросов в кратчайшие сроки и компетентно.

От чего зависит процент износа автомобиля

В первую очередь от срока и интенсивности эксплуатации. Проще говоря, от возраста авто и его пробега. Чем старше автомобиль и чем больше он проехал за свою историю, тем больше он самортизировал. Но, как и везде, при этом есть ряд нюансов, которые тоже учитывают. Например, согласно той же “Единой методике”, в некоторых случаях на отдельные запчасти может быть начислен так называемый “дополнительный износ”. Классический пример — ржавчина на кузове вследствие некачественной покраски или вообще не устранение ранее полученных нарушений лакокрасочного покрытия. В тоже время есть целый перечень комплектующих, на которые при расчете расходов на восстановительный ремонт устанавливается нулевое значение их изнашивания, независимо от условий эксплуатации и даты выпуска автомобиля.

Ремонт без учета амортизации

В настоящее время страховая компания имеет право возместить ущерб по ОСАГО не денежными средствами, а направлением в автомастерскую. В этом случае применение запчастей, бывших в употреблении, категорически запрещено. Поэтому в этом случае стоимость ремонта автомобиля по ОСАГО считают без учета износа. И здесь, иногда, начинаются проблемы. Получившихся сумм просто может не хватить на приобретение нужных оригинальных деталей. Поэтому либо начинают предлагать установку аналогов, стоимость которых ниже оригиналов, либо выставляют счет на доплату, так как ремонтники обязаны использовать новые запчасти. А считают расходы на них по ОСАГО с учетом износа. Но чаще всего страховщики просто предлагают выплатить денежные средства и ремонтировать авто самостоятельно.

Порядок получения УТС

Если обстоятельства ДТП и характеристики авто соответствуют условиям, допускающим автовладельцу возможность претендовать на возмещение утраченной стоимости машины по ОСАГО, алгоритм действий по получению компенсации следующий:

  • обратиться к страховщику, сообщив о факте происшествия и заявив о необходимости возмещения по страховке;
  • написать необходимое заявление и предоставить документацию, предусмотренную для рассмотрения страхового случая;
  • предъявить автомобиль к экспертизе;
  • после оценки состояния машины, выполнить ремонт в СТО, предложенном страховой компанией;
  • обратиться к независимым экспертам для оценки стоимости ремонта с учетом оплаты услуг специалистов и приобретения замененных деталей, цены машины после восстановления и сравнения с авто аналогичных характеристик, не побывавших в ДТП;
  • когда получены результаты независимой экспертизы со сравнительным анализом, необходимо подать заявление страховщику о возмещении УТС автомобиля;
  • в случае отказа страховой компанией или не предоставления отрицательного ответа в письменном виде в течение пяти рабочих дней, автовладельцу необходимо подавать исковое заявление в судебную инстанцию.

Бумага составляется в двух экземплярах, один из которых, с отметкой о получении (даты и входящего номера регистрации корреспонденции в СК), остается у автолюбителя.

Кроме перечисленного, в 2023 году владелец машины должен предварительно провести необходимые досудебные действия, без выполнения которых рассмотрение дела в судебной инстанции не увенчается успехом. Для этого страховщику направляется досудебная претензия с изложением предъявленных требований и уведомлением о намерении обратиться в суд.

Метод руководящего документа

Наиболее сложная методика, предусматривающая определение потери цены по-отдельности для каждой пострадавшей детали. В расчете используется следующая формула:

У общ. = У1 + У2 + … + Уn, в которой

У1 – Уn – цена восстановления отдельных деталей, пострадавших при аварии. Предварительно эти характеристики рассчитываются, с использованием формулы:

m

У эл. = К2 х ∑К1 х Цi,

1

где:

  • коэффициенты К1 и К2, соответственно – поправки, учитывающие влияние на УТС способа восстановления и степени износа деталей;
  • Цi – цена запчасти, подвергнутой ремонту, в розницу;
  • m – число деталей, нуждающихся в ремонте или восстановлении.

Коэффициенты принимаются из таблиц, приведенных в методике.

Как видим из представленного материала, в 2023 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.

Читайте также:  загранпаспорт ребенку
Вопрос Ответ
При каком возрасте автомобиля можно претендовать на выплату компенсации по УТС при ДТП в 2023 году? Иномарки – до пяти лет, отечественные авто – до трех.
Возможна ли выплата компенсации по УТС, если автомобиль попал в ДТП повторно? Нет.
Кто возмещает ущерб по УТС, если стоимость ремонта превышает размер максимально возможной выплаты по ОСАГО? Виновник ДТП.
Относится ли утрата товарной стоимости машины к реальному ущербу? Да.
Предусмотрено ли возмещение УТС по КАСКО? Да, если обратное условие не зафиксировано в договоре.

Износ автомобиля, что это? Как он рассчитывается при выплате по ДТП?

Если страховщик незаконно и безосновательно занизил сумму возмещения, пострадавшая сторона вправе направить в офис компании соответствующую претензию (жалобу), дополнив её документами, подтверждающими факт нарушения договорных обязательств.

  • ремни и подушки безопасности, включая детские устройства;
  • элементы пневматической и гидравлической тормозных систем;
  • детали антиблокировочной системы;
  • тормозные диски, колодки, барабаны;
  • индикаторы неисправного состояния тормозных систем;
  • пружины педали тормоза и колодок;
  • суппорты;
  • механизмы рулевого управления;
  • отдельные элементы сцепных устройств.

Что такое амортизация?

Новые в страховом законодательстве положения призваны учитывать интересы страхователей, уменьшая их доплаты. Однако практика покажет, насколько эффективны были меры по отказу от денежных выплат. Новые положения пока не действуют для тех полисов, которые были оформлены до марта, т. е. до принятия закона.

  • гибель участника ДТП;
  • наличие у ТС повреждений, не подлежащих восстановлению;
  • причинение пострадавшей стороне среднего либо тяжкого вреда здоровью;
  • стоимость ремонтных работ превышает размеры установленного российским законодательством лимита страхового возмещения;
  • наличие у пострадавшей стороны группы инвалидности.

Примеры ответов страховых компаний на досудебные претензии, со ссылками на Единую Методику

Несоответствие средних цен на сайте РСА реальным рыночным ценам
Размеры компенсации от СК зависят от многих факторов. В действующем законодательстве о защите автогражданской ответственности ОСАГО 2023 присутствуют специальные положения, которые регулируют порядок расчета страховых выплат, а именно определяют размер расходов на ремонт. К ним относятся ремни и подушки безопасности, включая и устройства, предназначенные для обеспечения защиты детям. Сюда же относят:
Для автомобиля требовались замена и окрашивание заднего бампера.

Нововведения в законодательстве отменили предоставление выплат в большинстве случаев, заменив их на направление ТС в выбранную страховщиком станцию техобслуживания для осуществления бесплатного ремонта.

Как произвести расчет износа по ОСАГО

При расчете износа нужно знать такие параметры:

  1. Когда был введен автомобиль в эксплуатацию – это либо дата выдачи ПТС, либо дата продажи авто.
  2. День, когда произошла авария. Дату можно найти в протоколе ГИБДД.
  3. Категория и марка авто.
  4. Пробег. Если нет возможности узнать точный пробег машины, рассчитываете среднее значение, исходя из информации о среднегодовых пробегах. Эти данные указаны в Приложении №8 к Положению №432 Банка РФ.
  5. Сколько лет в эксплуатации находились детали и комплектующие автомобиля, подлежащие ремонту или замене.
  6. Коэффициент влияния пробега и времени использования авто.

Порядок произведения расчетов

Обладатель ОСАГО может выбрать тип компенсации сам:

  • восстановление за счет страхователя;
  • компенсация денежными средствами (сейчас работает только в особых ситуациях).

Неважно, какой метод будет использован – подсчет страховой компенсации учитывает закономерное переутомление компонентов, подлежащих замене. Если учитывать нормативы, износ не может быть определен больше чем в 50% стоимости компонентов, сломавшихся в момент ДТП.

Средства, требуемые для реконструкции ТС, высчитываются с помощью списка, утвержденного по «Единой методике» Центробанка РФ. С помощью плана выясняют сумму издержек, которая будут использована для возврата ТС в исходное до происшествия состояние.

Читайте также:  Как лишить родительских прав отца в 2023 году: основания, процедура

Перечень правил, который даст понять, каким образом высчитывается сумма компенсации:

  • компоненты, поврежденные не во время аварии, а до нее – не включаются в перечень расходов возмещения;
  • необходимо провести осмотр ТС незамедлительно после аварии, это нужно для того, чтобы составить перечень компонентов, сломавшихся во время происшествия; впоследствии может понадобиться вспомогательное исследование.
  • для выяснения количества трат, нужных для покупки новых компонентов, учитываются ценники на элементы во время аварии в регионе, где произошел страховой случай;
  • расходы на приобретение запчастей рассчитываются исходя из степени потери части функциональных характеристик, а также от того, насколько интенсивно деталь эксплуатировалась;
  • расчет за услуги ремонтной мастерской, покупка компонентов, новые запчасти тоже включены в сумму компенсируемых расходов, но модернизация ТС в эту сумму не входит.

Только эксперт-партнер страховщика имеет полномочия определять степень износа ТС. Этот момент чаще всего является камнем преткновения в отношениях страхователя и страховщика, потому что часто выплаченной компенсации оказывается мало для возврата автомобиля в вид, предшествующий ему до происшествия.

Самостоятельное выяснение уровня автомобиля даст возможность решить проблему со страховщиком.

Перечень компонентов, не участвующих в ценообразовании страховой компенсации:

  • подушки и ремни безопасности;
  • крепеж для фиксирования элементов;
  • тормоза и сопутствующие компоненты;
  • система, отвечающая за рулевой контроль.

Как проконтролировать страховую

Клиенту, попавшему в аварию и оформляющему денежную выплату по страховке ОСАГО, необходимо контролировать СК:

  • продублировать расчет, согласно действующей методике, сравнив результат с представленным страховщиком. Детально изучить выданную страховой компанией документацию с калькуляцией проведенного расчета;
  • проверить наличие всех фактических повреждений, с учетом скрытых, в составленном страховщиком перечне;
  • убедиться в точности даты начала эксплуатации автомобиля. Этот момент не обязательно совпадает с датой производства техники, используемой СК, чтобы скорректировать размер соответствующего коэффициента в свою пользу;
  • проверить примененные расценки на запчасти, использованные страховой компанией.

Клиенту помогут калькуляторы и справочные данные, предлагаемые тематическими сайтами и официальным порталом РСА.

Проблемы со страховой

Страховые компании не всегда с радостью выплачивают вам полную сумму компенсации или выполняют качественный ремонт вашего автомобиля. Расчет износа по ОСАГО – одна из возможностей «занизить» сумму выплаты.

Если в вашей ситуации применяется учет износа автомобиля, стоит потребовать бумаги у страховой компании. Речь идет о оценке износа с калькуляцией. Страховщик может отказать в выдаче такого заключения – это первый признак недобросовестных действий.

Другой способ занизить суммы – не заносить в расчет все повреждения. Будьте внимательны при изучении листа с калькуляцией – там могут оказаться только внешний повреждения, некоторые внутренние дефекты могут не учитываться.

Обратите внимание на дату, с которой проводится расчет износа. Бывает, что страховая компания считает использование автомобиля с 1 января года выпуска, хотя в паспорте транспортного средства указана дата начала эксплуатации. Это еще один способ снизить сумму компенсации автовладельцу.

На какие детали учитывается, на какие нет

Износ учитывается при определении стоимости всех деталей автотранспортного средства, кроме тех, что прямо влияют на безопасность эксплуатации автомобиля.

Детали без износа по ОСАГО регламентируются приложением 7 к Постановлению Банка России, регулирующим порядок проведения расчета.

К таким деталям относятся:

  • ремни и подушки безопасности, включая детские устройства;
  • элементы пневматической и гидравлической тормозных систем;
  • детали антиблокировочной системы;
  • тормозные диски, колодки, барабаны;
  • индикаторы неисправного состояния тормозных систем;
  • пружины педали тормоза и колодок;
  • суппорты;
  • механизмы рулевого управления;
  • отдельные элементы сцепных устройств.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *