Разные статусы участков: правовые последствия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разные статусы участков: правовые последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Каждый вновь образуемый участок земли, независимо от установленного вида целевого использования, обладает определенными параметрами, размеры которых обязаны соответствовать нормам, закрепленным законодательством.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладель­цев и землепользователей. Налоговой базой для определения земельного налога является площадь указанного участка. Налоговая ставка на такие земли не должна превышать 0,3 процента.

Если собственник владеет таким земельным участком и дает его в аренду, он может рассчитывать земельный налог по пониженным налоговым ставкам. В иных случаях участки облагаются у собственника по ставке, не превышающей 1.5%.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть использованы для различных целей, связанных с развитием сельского хозяйства. Эта категория имеет особые правовые формы, что несет в себе ряд особенностей, связанных с арендой, налоговой ставкой и правовым статусом земель.

Особенности использования сельскохозяйственных угодий

Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Исключительные случаи, когда допускается перевод сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию:

1) консервация земель

2) создание особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) установление или изменение черты населенных пунктов.

Данное основание допускает как установление черты нового населенного пункта (например, нового коттеджного поселка с развитой социальной инфраструктурой, построенного на ЗСХН под видом дачного товарищества), так и изменение (расширение) черты существующего населенного пункта;

4) размещение промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях;

5) включение непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.

За последние 15 лет многие ЗСХН по разным причинам не использовались для ведения сельского хозяйства и заросли лесной растительностью, что является основанием их перевода в ЗЛФ. В земли водного фонда участок ЗСХН может быть переведен при разливе водного объекта и подтоплении участка, что делает с/х производство на нем невозможным. В земли запаса участок ЗСХН может быть переведен в случае, если он не зарос и не подтоплен, но тем не менее стал непригодным для с/х производства, например, в связи с радиоактивным заражением — в этом случае он должен быть также законсервирован в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 года N 830;

6) строительство дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее — линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов.

Читайте также:  Выплаты по ОСАГО за причинение вреда здоровью при ДТП

7) выполнение международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов.

8) добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

9) размещение объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Земля является ценным ресурсом, которого у государства на данное время достаточно для того, чтобы удовлетворить запрос на выделение участков желающим гражданам.

Но такой процесс не проходит хаотично,
существуют законы, по которым предоставляются наделы, определяется их площадь. Разный кусок земли нужен для строительства дома и для строительства дачи, для фермерства и для личного подсобного хозяйства.
Граждане, получающие или уже получившие землю, могут заинтересоваться, на основании чего им определена та или иная площадь, можно ли ее увеличить или надел по размеру максимальный. Часто такие вопросы возникают с началом хозяйственной деятельности на земле, когда оказывается, что площади, находящейся в собственности, недостаточно.

Для каких целей может понадобиться земля? Для физических лиц предполагается несколько вариантов использование земельных территорий:

  1. Под строительство дома или дачи.
  2. Для садоводства или огородничества.
  3. Для ведения фермерского хозяйства.
  4. Для своего личного подсобного хозяйства.

При подаче заявки на предоставление участка, гражданин обязан указать, как он хочет использовать надел, какие на него планы.

С учетом этого и определяется не только место положение выделяемой территории, но и ее площадь. В дальнейшем необходимо придерживаться назначения участка, ведь все земли разделены на категории, имеют свои виды разрешенного использования.

Есть уже нормы, регулирующие процесс присоединения и установления максимального размера территории, которая может быть присоединена к участку. Такие правила перераспределения, как и ограничения, указаны в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ.

  • Присоединить к участку с постройкой можно землю, если есть необходимость привести площадь участка в соответствие с границами межевания. Но нужно иметь при этом проект, рассматривающий развитие и благоустройство территории.
  • Также можно сделать запрос на перераспределение земельной площади, если ваш участок нужно защитить от вклинивания, изломленности. При этом нельзя превышать допустимые максимальные размеры участка под тот или иной вид деятельности.
  • Разрешается увеличение общей площади за счет присоединения куска земли, если на участке ведется садоводство, огородничество, развивается личное подсобное хозяйство. Уважительным поводом является и строительство дома для личного проживания, дачное хозяйство.

Разрешается Земельным Кодексом перераспределение с увеличением площади земли и тогда, когда на участке планируется капитальное строительство.

Перераспределение выполняется в таком случае с изъятием земли в пользу государства. При этом между двумя сторонами операции (собственником земли и государством) подписывается соглашение.

Минимальный и максимальный размеры

Участки выделяются в соответствии с нормативами, которые установлены региональными земельными департаментами и ориентированы на локальные акты местной администрации. Каждый вид разрешённого использования имеет ограничения как минимального, так и максимального размера участка.

Например, участки ДНТ, ДНТ и СНТ по преимуществу занимают площадь 6-8 соток. Если надел меньшей площади, то перевод ЗУ в условно-разрешённый вид для использования по данному назначению будет запрещён.

Иными словами, минимальный размер земельного участка сельскохозяйственного назначения для изменения его вида равен 6-8 соткам ссылающимися на локальные акты местной администрации.

То же касается иных вариантов применения земель. В частности, надел рассчитанный под посадку бахчи, скорее всего, не будет переведён в земли, пригодные для пастбищ, так как данные виды земель ориентированы на максимальные площади, которых не имеют другие виды ЗУ. Для этого потребуется реорганизация ЗУ, допускающая слияние нескольких участков в один. Такие процедуры нередко проводят лица, участвующие в индивидуальном предпринимательстве, заключая контракты по партнёрскому использованию земель на основании права совместной собственности.

Нормативное регулирование размеров земельных участков закреплено:

  • в Земельном кодексе;
  • в Градостроительном кодексе;
  • в ппз (правилах землепользования и застройки).

Нарушение нормативов предельных размеров участков влечет невозможность их государственной регистрации. Таким образом, у владельца не возникает право собственности на объект.

Читайте также:  Лицензионные требования к аптечным организациям

Правила землепользования и застройки устанавливаются местными органами власти. Они включают градостроительный регламент, который регулирует предельные размеры участков и виды разрешенной эксплуатации земли.

Предельная величина относится к обязательным нормам. Способы применения:

  • образование нового участка;
  • выдел участка из состава государственных и муниципальных земель;
  • раздел частного земельного надела.

Что такое предельный размер участка

Наличие максимальных и минимальных показателей свидетельствует о том, что отечественное законодательство устанавливает ограничения площади для участков, которые можно выкупить или арендовать у местных властей.

Предельные размеры земельных участков определяют законодательные акты. Они включают в себя следующие параметры:

  • минимальные отступы от границ наделов для определения мест, где можно сооружать здания, строения и другие объекты, и за пределами которых строительство запрещено;
  • предельная высота здания или максимально разрешенное количество этажей;
  • процент застройки относительно остальной площади участка;
  • места, где отсутствуют ограничения допустимых размеров.

Максимальный размер земельного участка во многом зависит от того, для каких целей он отводится: жилищного строительства, фермерского хозяйства и другого. В каждом конкретном случае принимаются во внимание положения , правила землепользования и другие нормативные акты.

Нормативные акты и градостроительный регламент

Под санитарным минимумом на сегодняшний день предусматривается определенный фактор, в соответствии с которым земли можно будет отнести или не отнести к категории делимых. Данный норматив устанавливается нормами, прописанными в Законе №136-ФЗ, принятом 25 октября 2001 года.

Региональным властям в соответствии с действующим законодательством предоставляется возможность внесения корректировок в минимальные размеры площадей, но сделать это можно только в сторону увеличения.

В ведении муниципальных органов на сегодняшний день присутствует определение требуемых площадей для различных земельных участков, Которые предоставляются гражданам из перечня земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности, используемые под всевозможные сады, огороды или подсобное хозяйства.

Деятельность исполнительных комитетов в любом случае должна осуществляться в соответствии с нормами, прописанными в пункте 1 статьи 33 Земельного кодекса.

Статья 33. Нормы предоставления земельных участков

Когда используются нормы

Принятие нормативов по предельным максимальным и минимальным размерам регулируется Градостроительным Кодексом РФ. В каждой территориальной зоне вводятся еще и свои градостроительные регламенты, определяющие выделение муниципальных земель.

Такие нормы по предельным размерам соблюдаются при выделении всех участков:

  1. Они обязательно учитываются при образовании новых наделов из земель государственных или муниципальных.
  2. При выделении по заявке физическому или юридическому лицу земли под индивидуальное жилое строительство, под строительство дачи или садоводство, огородничество, под фермерскую деятельность.
  3. Также могут использоваться нормы размеров и при разделе участка на несколько, при решении вопроса с прирезками.
  4. Учитываются нормы размера и при образовании участка из невостребованной земельной доли.

Минимальная площадь участка под ИЖС

Единый для каждой области минимальный размер земельного участка под ИЖС фактически отсутствует. Поскольку, как отмечено выше, каждый регион в границах определенных федеральным законодательствам определяет на своей территории эту величину самостоятельно.

Фактически на государственном уровне установлено, что минимальный размер участка под ИЖС составляет 3 сотки. Меньше участок для целей строительства жилого дома не может выдаваться, больше – свободно.

На деле, некоторыми регионами устанавливается минимальный размер участка под ИЖС больше предписанного минимума, и порой в несколько раз больше, если земельные угодья на территории муниципалитета это позволяют. Не каждый регион может себе позволить установить большие значения в виду ограниченности территории и большой плотности населения. Это касается в первую очередь Ленинградской и Московской областей.

Минимальный размер садового участка в Ленинградской области

Вопрос о размерах садовых участков чрезвычайно важен, но не урегулирован в федеральном законодательстве. Закон Ленинградской области о размерах садовых участков устанавливает нормы и размеры садовых участков и отвечает на вопросы о минимальном и максимальном участке.

Настоящим областным законом в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливаются предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» — максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и(или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Разрешенное использование земельных участков сельхозназначения: виды и минимальный размер для перевода

Вид каждого участка опирается на санкции местной администрации. Каждый ЗУ обеспечен разрешениями и ограничениями в использовании, опираясь на основной вид разрешённого использования. К основному варианту относится непосредственная цель, для которой выделялся надел. Например, если ЗУ выделялся для садового-огородного участка, на нём запрещено возводить дачный домик. При нарушении регламента, домик признают самовольной постройкой, с вытекающими юридическими последствиями.

Земельные участки для сельскохозяйственного использования – это надел, предоставленный физическому или юридическому лицу для ведения личного подсобного хозяйства или сельскохозяйственной деятельности. Располагается за пределом населённого пункта и отличается плодородием почв или иными характеристиками, допускающими извлечение пользы посредством возделывания плодородных почв или иным образом, соответствующим целевому назначению земель.

Установленные предельные размеры земельных участков

  • ознакомиться с местным градостроительным регламентом и правилами землепользования (требование ст.32 ГсК);
  • изучить карту зонирования, чтобы найти надел и выяснить точное местоположение вместе с нахождением других объектов (к участку должен быть обеспечен доступ, он не может выходить за территорию населенного пункта и района);
  • прочитать основные условия и требования, предъявляемые к застройке, чтобы не нарушать высотность и количество этажей, а также размеры площади, отведенной для дома;
  • воспользоваться услугами геодезической компании для оформления плана размежевания, составления акта с указанием точных границ участка.
  • Размеры участка зависят от их предназначения (Статья 33. Нормы предоставления земельных участков). Это фермерское и крестьянское хозяйство, садовое и огородное товарищество, дачное строительство и выращивание различного вида скота или птицы. Частные лица после выделения обладают правом собственности на землю (п.1).
  • Максимальный размер (п.2) несколько варьируется, определен федеральными законами и местными правовыми актами. В некоторых случаях (пп2.1) оговорена безвозмездная передача, затрагивающая многодетные семьи. Существует и ряд ограничений (п.3).
  • Граничные размеры и расположение участка не должны нарушать принятые нормы и выходить за территорию населенного пункта (Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам). Земля должны быть пригодна к эксплуатации. Недопустима нарезка, приведшая к вклиниванию, чересполосице или вторжению в лесопарки и заповедники.
  • Проведение процедуру получения кадастрового плана и паспорта проходит по определенному сценарию (Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории). Прописано понятие схемы, количество необходимых документов, участие других лиц в процессе оформления, подготовка носителей, права собственника и действия местных властей.
  • Имеются ограничения для некоторых категорий земли (Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков), предоставляемых под природные парки, захоронения, расположения воинских частей, линий связи, автомобильных и железнодорожных дорог.

Минимальный размер садового участка в Ленинградской области

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ В СОБСТВЕННОСТЬ ИЗ ЗЕМЕЛЬ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, И МАКСИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ОБЩЕЙ ПЛОЩАДИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ НАХОДИТЬСЯ ОДНОВРЕМЕННО НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ И(ИЛИ) ИНОМ ПРАВЕ У ГРАЖДАН, ВЕДУЩИХ ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Минимальная площадь садоводческого участка зависит от разрешенного назначения: для дачного строительства — это одна площадь, для фермерского хозяйства — другая. Характерно, что смена назначения земли весьма трудоемкая и дорогостоящая задача, несмотря на то, что многие эксперты уже не первый год рекомендуют федеральному правительству пересмотреть свое отношение и уровнять земли СНТ, ДНТ и ИЖС в правах и назначениях, ограничив их размером — чаще всего до 30 соток и введя систему самодеклараций.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *