Кем и когда установлено, что священник не вправе разглашать тайну исповеди?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кем и когда установлено, что священник не вправе разглашать тайну исповеди?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Российское законодательство различает несколько разновидностей тайн, среди которых — врачебная, служебная, коммерческая, адвокатская и пр. Одной из наиболее таинственных и непонятных, с позиции правового регулирования, остается тайна исповеди.

Нарушение тайны исповеди с точки зрения законодательства

Законодательство не содержит официального определения понятий «исповедь» и «священнослужитель». Эти понятия могут трактоваться в разных конфессиях по-разному. Для того чтобы определить, являлось ли действо исповедью, а лицо, ее проводившую — священником, могут использоваться нормы Приказа Министерства Юстиции РФ от 2009 года №53 «О государственной религиоведческой экспертизе».

Закон не разделяет священнослужителей на тех, кто может совершать обряд, и тех, кто не вправе этого сделать по религиозным канонам. Нормы о свидетельском иммунитете на всех священнослужителей распространяются без каких-либо ограничений.

На основании п. 7 ст. 3 ФЗ-125 от 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» тайна исповеди охраняется законодательством. Здесь подчеркивается, что священнослужитель не привлекается к ответственности за отказ от дачи показаний в части обстоятельств, которые стали известны из исповеди. Россия является одной из редких стран, где тайна исповеди является сферой регулирования права и охраняется им.

Свидетельский иммунитет священнослужителя гарантирован ему ст. 51 Конституции, где сказано, что лицо вправе не давать показания против себя, своего супруга и близких родственников. Но также есть оговорка о том, что круг других лиц, которые могут не давать показания, определен федеральными законами.

Сразу несколько норм законодательства указывают на невозможность привлечения священнослужителя к ответственности за отказ от дачи показаний в части сведений, которые стали известны ему по нормам исповеди. Священнослужители не подлежат допросу в качестве свидетелей. В частности, об этом говорится в ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса, ст. 69 Гражданского процессуального кодекса, ст. 51 Кодекса административного судопроизводства и ст. 90 Налогового кодекса.

Нормы распространяются не только на православных священников, но и на священнослужителей из религиозных организаций, которые прошли госрегистрацию на территории РФ.

На тот факт, что священнослужители не обязаны давать свидетельские показания, есть немало Постановлений Конституционного суда и прочих судебных решений.

Что такое тайна исповеди?

Тайна исповеди в христианстве известна с апостольских времен. В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус Христос заповедал апостолам отпускать грехи и наделил их соответствующей властью. Через последующее таинство рукоположения эта власть распространяется и на современных священнослужителей.

При этом, каждый священник обязан соблюдать тайну исповеди. Ни при каких обстоятельствах он не имеет права ее разглашать, даже если ему становится известно о готовящемся преступлении. В этом случае, он должен постараться предпринять все усилия для того, чтобы убедить человека не брать столь тяжкий грех на душу или, в крайнем случае косвенно предупредить тех людей, которым грозит опасность. Но раскрывать личность того, кто ему исповедался он не может.

В первые века христианства практиковалась публичная исповедь, когда каждый кающийся выходил на амвон и говорил о своих грехах всем присутствующим. Поэтому тогда не было нужды соблюдать тайну исповеди. Но уже к IV веку публичная исповедь сошла на нет.

  • невоздержание от всякого проявления зла
  • претензии к людям и жизни
  • измена мужу или жене
  • страх перед людьми или обстоятельствами
  • страх исповедовать христианство людям
  • неоправданный гнев
  • озабоченность
  • чрезмерная болтливость
  • гордыня
  • насилие, рукоприкладство
  • жестокость по отношению к людям
  • жестокость по отношению к животным
  • занятие оккультизмом
  • злословие
  • отказ от участия в христианских таинствах
  • ожесточение, озлобленность
  • богохульство
  • не прощение своих обидчиков
  • корысть
  • взяточничество
  • введение в заблуждение
  • хвастовство
  • заставлять ребёнка грешить
  • обман детей,
  • презрение к детям, это то же самое, что презирать Бога (Лк.10: 16)
  • оскорбление ребёнка
  • отказ от не рождённого ребёнка
  • осуждение
  • ставить заботы мирские выше Бога
  • отказ от помощи
  • не смирение перед Божьим наказанием
  • неповиновение Божьим заповедям
  • отсутствие сострадания
  • постоянные жалобы
  • презрение
  • не довольствоваться тем, что имеешь
  • неискренность
  • не быть кротким и тихим
  • участие в раздорах, ссорах
  • нежелание меняться в соответствии с заповедями
  • упрямство
  • обращение к ложному совету (не от Бога)
  • грубость
  • ненасытное стремление к мирской выгоде
  • зависть
  • хитрость
  • отчаяние
  • сомнения в силе Бога
  • агрессия по отношению к богатым/бедным
  • агрессия по отношению к мужчинам/женщинам
  • невозвращение долгов
  • обман
  • мошенничество
  • лжесвидетельство
  • поддаваться искушениям
  • уныние
  • отчаяние
  • пьянство
  • несправедливость
  • враждебность
  • желание зла
  • злопамятство
  • невоздержание от всякого проявления зла
  • мстительность
  • вымогательство
  • отсутствие веры
  • лесть ради выгоды
  • жадность
  • нелюбовь к Богу всем сердцем, душой и разумом
  • стремление к Богу на словах, но не сердцем
  • упование на человека, а не на Бога
  • упование на богатство, а не га Бога
  • отделение себя от Бога
  • не быть благодарным Богу во всех обстоятельствах
  • потакание своим слабостям
  • видеть свой собственный интерес, а не Христа
  • непочтение к родителям
  • унижение себя или других
  • причинение боли душевной и физической
  • лицемерие
  • безответственность
  • ревность
  • оправдание нечестивых
  • воровство
  • убийство животных
  • отсутствие любви
  • обидчивость
  • злоупотребление
  • предвзятость
  • не молиться во имя Иисуса
  • себялюбие
  • осознанное не совершение добрых поступков
  • вредность
  • предательство

Список основных грехов для мужчин и для женщин

Греховность — это не только внешнее плохое поведение, но в большей степени внутреннее расположение и пристрастие к греховному. Человеку с плохим поведением бывает легче покаяться, чем человеку с хорошим поведением, потому что у «плохого» все грехи на виду, а у «хорошего» — скрыты внутри. Поэтому важно видеть и исповедовать согрешения делом, словом и мыслью. И бороться со страстями с помощью нашего Спасителя.

Источник всех человеческих страстей — эгоизм, то есть забота только о себе и своих интересах (у св. отцов — себялюбие, самолюбие). Страсти в православии — это искаженные добродетели (греховные навыки). Святые отцы выделяют восемь главных страстей и восемь противоположных им добродетелей:

  • Чревоугодие (добродетель — воздержание):

Объядение, пристрастие к вкусной и вредной пище, пьянство, несоблюдение или нарушение Церковных постов, лакомство, невоздержание. Излишняя и неправильная забота о теле. Это нарушение второй заповеди: «Их бог -чрево» (Фил.3;19).

  • Любодеяние, или блуд (добродетель — целомудрие, чистота сердца):

Грехи блудные естественные: блуд, прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные. Блудные ощущения и пожелания тела и души. Разжжение. Принятие нечистых помыслов, услаждение ими, медление в них и соизволение им. Блудные мечтания и пленения. Ночное осквернение во сне. Чтение книг и смотрение фильмов и картин развратных. Сквернословие. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5;28).

  • Любостяжание или сребролюбие (добродетель — нестяжание, милосердие):
Читайте также:  Больничный в отпуске: как продлить, перенести и оплатить

Пристрастие к деньгам и всякому имуществу. Желание и размышление об обогащении. Корыстолюбие. Скупость, накопительство, алчность. Неверие в Божественный промысел. Жестокосердие к нуждающимся. Все виды кражи: воровство, грабительство, святотатство, взяточничество, мошенничество, обман. Сребролюбие — это идолопоклонство. (Грехи против второй, восьмой и десятой заповеди Закона Божьего)

  • Гнев (добродетель — кротость):

Внутренний гнев: вспыльчивость, раздражительность, возмущение сердца яростью, жажда мести, принятие гневных помыслов.

Наружный гнев: споры, ссоры, крики, оскорбления, бранные и обидные слова; драки, убийство. Аборты.

Злопамятство: ненависть, вражда, мщение, осуждение, злословие, клевета, возмущение и обида ближнего.

  • Душевредная печаль (добродетель — блаженный плач, умиление, печаль по Богу):

Скорбь от житейских неприятностей или потери близких людей (стресс). Печаль от неисполнения желаний. Ропот на Бога и на людей. Обидчивость, недовольство своей судьбой. Нетерпение, тоска, огорчения.

Опасение и страх за свою участь. Ненадеяние на Бога. Недоверие Богу и его промыслу о нас. Неблагодарение Бога за все, что с нами случается (неблагодарный всегда всем недоволен). Страх, малодушие, боязнь страданий и болезней.

  • Уныние (добродетель — трезвение):

Первый вид уныния повергает в сон. Расслабление души, духовное изнеможение. Леность (непринуждение себя) к молитве, поклонам и добрым делам. Сонливость, рассеянность во время молитвы. Оставление чтения духовной литературы. Лень. Излишнее успокоение сном, лежанием (как Обломов). Забвение о страшном суде. Забвение Христовых заповедей и своих грехов. Лишение страха Божия и нерадение о своем спасении. Неблагоговение. Гнетущее, скорбное состояние души (духовное замерзание души). Депрессия.

Второй вид уныния ввергает в праздность. Празднословие, пустые разговоры, шутки, постоянные развлечения (игры, телевизор, зрелища, компьютер, наркотики, пьянство и др.). Окамененное нечувствие сердца, ожесточение сердца. Отчаяние.

  • Тщеславие (добродетель — смирение):

Влечение к положительному мнению окружающих людей. Желание и поиск земных почестей, суетной славы, высоких должностей, человеческой похвалы. Пристрастие к наукам и искусствам суетным (артисты, певцы, танцоры и др). Пристрастие к политике, профессиональному спорту для приобретения славы. «Звездная болезнь». Желание первенства.

Превозношение своими плотскими преимуществами и видимыми вещами. Хвастовство. Пристрастие к красивым вещам и одеждам, к косметике. Самолюбование перед зеркалом, красование перед другими, внимание к красоте своего лица, фигуры, голоса и др. (себя показать).

Стыд исповедовать свои грехи, утаивание их перед духовником и перед людьми. Желание казаться лучше, чем есть на самом деле. Самооправдание. Лукавство. Лицемерие. Прекословие. Ложь, подозрительность, притворство. Зависть. Лесть, человекоугодие. Уничижение ближнего. Бессовестность. Переменчивость нрава. Бесовские нрав и жизнь.

  • Гордость (добродетель — любовь):

Гордость плотская: Высокомерие, презрение (уничижение) ближнего. Предпочтение себя всем. Властолюбие. Своеволие. Дерзость. Колкое насмешничество.

Гордость духовная: Омрачение ума и сердца, пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Прелесть. Непокорность Божьему Закону. Оставление смирения. Нелюбовь к Богу и ближнему. Ложное мировоззрение. Ересь, сектантство. Неверие. Волшебство, колдовство, гороскопы. Безбожие. Безумие.

«… Шёл мне тогда… деся­тый год. Я не застал слу­же­ния вели­кого отца Алек­сея Мечёва, его сына отца Сер­гия, быв­шего в 1930 году в ссылке. Но испо­ведь в мечёв­ском храме запом­нил на всю жизнь. И сей­час вижу доб­рые карие глаза, сер­деч­ный и тёп­лый голос отца Бориса (Хол­чева), тогда свя­щен­ника, при­няв­шего обет без­бра­чия, а впо­след­ствии старца-архи­манд­рита. Необы­чайно инте­ресна была испо­ведь, доход­чи­вая до ребёнка и в то же время фило­соф­ская и душевно тёп­лая, инди­ви­ду­аль­ная. Мне каза­лось, что когда отец Борис скло­нился ко мне, и на ана­лой упали его чёр­ные густые волосы, я почув­ство­вал, что я уже взрос­лый и могу всё понять.

— Всю жизнь, — ска­зал о. Борис, ука­зав на Еван­ге­лие, — помни, что в этой книге есть всё, что нужно твоей душе. Ты все­гда полу­чишь уте­ше­ние, ты будешь вме­сте с Самим Хри­стом. Молись, и Он все­гда помо­жет тебе. Ведь ты зна­ешь, что Хри­стос — не про­сто «доб­рый Боженька». Он может и ука­зать, и нака­зать, но все­гда на пользу, все­гда во благо.

Я стоял заворожённый.

— Помни, что Хри­стос и Отец и Друг тебе, Он и Бог и Чело­век одно­вре­менно, зна­ешь ли ты это?

Вот такая заготовка для мужчин, которые не могут сформулировать некоторые свои проступки, а может, не заметили их вовсе:

  • Сомневался в Боге, вере, жизни после смерти.
  • Насмехался над несчастным, убогим.
  • Был ленивым, тщеславным, гордым.
  • Уклонялся от службы в армии.
  • Не выполнял обязанностей.
  • Дрался, дебоширил.
  • Оскорблял.
  • Соблазнял замужних женщин.
  • Пьянствовал, принимал наркотики.
  • Отказывал в помощи просящим.
  • Воровал.
  • Унижал, хвастался.
  • Вступал в корыстные споры.
  • Хамил и вел себя нагло.
  • Боялся.
  • Играл в азартные игры.
  • Помышлял о самоубийстве.
  • Рассказывал пошлые анекдоты.
  • Не отдавал долг.
  • Шумел в храме.

Что такое исповедь в православной церкви, как она проходит?

Когда Иоанн Креститель крестил иудеев в Иордане, он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иисус Христос говорил то же самое, когда вышел на проповедь.

В девятом символе веры мы говорим: «(Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Господь создал Свою Церковь — Духовное Тело Христово, внутри которой человек спасается, то есть кается, очищается от грехов, исцеляется и «прививается» Богу. Главою Церкви является Иисус Христос.

Церковным таинством называется священное действие, через которое тайно, невидимо, человеку подается благодать Святого Духа (спасительная сила Божья). Если человек уверует в Христа, покается и крестится, то он входит в Церковь Христову и может пользоваться другими таинствами.

В таинстве крещения мы омываемся от всех грехов, которые совершили до крещения, отрекаемся от сатаны и соединяемся с Христом. И становимся членами Церкви — детьми Бога Отца, а значит братьями и сестрами для других христиан.

Может ли священник отказать в Причастии? (более подробно[28]).

Требования подготовки ко Святому Причащению:

1. Практика приуготовительного поста. (Пост в форме воздержания от скоромной пищи и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием. Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни). В установившейся традиции Р.П.Ц. пост составляет 3 дня для верных.

2. Евхаристический пост — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения. Этот пост канонически обязателен (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора). При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническимизаболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин.

3. Воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения (5 правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия),может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни.

4. Отказ от табакокурения, тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности — и с вечера в канун причащения, может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни.

Читайте также:  Какое повышение социальной пенсии ожидается в 2023 году

5. В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, «при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость».На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует также ориентироваться при подготовке к причащению за Божественной литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова).

6. Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила. (Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Молитвенное правило может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни.

7. Участие за Божественной Литургией, присутствие на предваряющих ее службах — в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) — является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.(Если причащающийся не участвовал в полной мере за Богослужением или не выполним в полной мере молитвенное правило, священнослужитель должен его к сему побуждать и поставить вопрос о недопущении к Таинству).

8. Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия. В случае такого опоздания исповедающий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. Исключение должно быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых.

9. Готовящийся ко святому причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие их перед священником в Таинстве Покаяния.

Причины отказа:

А) Недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и немало умирает» (1Кор. 11, 29-30).

Что такое тайна исповеди

Российское законодательство различает несколько разновидностей тайн, среди которых — врачебная, служебная, коммерческая, адвокатская и пр. Одной из наиболее таинственных и непонятных, с позиции правового регулирования, остается тайна исповеди.

Тайна исповеди представляет собой охраняемое нормами закона религиозное таинство. Такая тайна служит гарантией свободы вероисповедания. Исповедью в христианстве называется покаяние в грехах перед священником — в данной ситуации он выступает представителем Бога на земле.

Главным условием таинства является то, что священник или монах не станут распространяться о совершенных правонарушениях, даже если они считаются преступлением. Священник вправе только направить человека на путь исправления.

Может ли священник отказать в крещении?

Неповторяемость Крещения

Правильно совершенное Крещение предполагает оставить в принявшем его неизгладимую печать (Послание восточных патриархов, чл. 16), и потому никогда не может быть повторено, даже в том случае, если крещенный отрекся от христианства, а потом раскаялся и снова пожелал возвратиться в Церковь. Основание этого правила содержится в той догматической истине, что Крещение есть духовное рождение, которое не повторяемо, и что оно совершается во образ Крестной Смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа (Рим. 6:3-11), последовавших лишь однажды. Священник же повторно крестящий кого бы то ни было, подлежит извержению из сана (47-е Апостольское правило).

Однако, в случае неизвестности о том, было ли совершено крещение над каким-либо лицом (например, над подкинутым младенцем), церковные правила, ввиду безусловной необходимости этого Таинства для спасения, повелевают крестить это лицо без всяких сомнений особым чином (84-е правило Трульского Собора; 83-е правило Карфагенского Собора).

Категорически недопустимо крещение умершего человека (26-е правило Карфагенского Собора).

Отсутствие желания посещать огласительные беседы или каким-либо иным образом приобщаться к жизни и учению Церкви (78-е правило Трулльского Собора; 46-е правило Лаодикийского Собора).

Убеждения оглашенного несовместимые с основными христианскими догматами[2].

Человек не может быть крещен, если он сознательно держится за «нецерковные» мифологемы, не признает хотя бы одного из догматов Символа веры:

Которые не имеют истинной и священной веры, и так приступают к крещению, (таких Бог) не приемлет. Таков был Симон, который хотя и крещен, но благодати не удостоился, когда… совершенства веры не имел[3].

Принимают напрасный труд крещаемые, если имеют сомнение в воскресении, так как крещением и погружением в воду купели и восхождением из нее они возвещают смерть и воскресение, а своими словами показывают неверие оному[4].

Если и по принятии Крещения христианин будет разделять учения несовместимых с христианством сект и движений (язычество, гностические культы, астрология, теософские и спиритические общества, реформированные восточные религии, оккультизм и т.п.), а тем более способствовать их распространению, то тем самым он отлучит себя от Православной Церкви[5]. Поэтому такой человек не может быть допущен к вхождению в Церковь.

Отсутствие желания участвовать в церковной жизни.

Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно – благодатный залог дальнейшего следования за Христом.

Может ли священник отказать в соборовании?

Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет, как правило, не соборуют.

Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов.

Можно ли соборовать больного, когда он без сознания?

– Участие во всех Таинствах должно быть сознательным и добровольным.

В случае, если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним Таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником.

Можно ли соборовать младенцев?

– Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, Таинство Елеосвящения не совершается на основании слов апостола Иакова: «пусть призовет пресвитеров… и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15), предполагающих в болящем силу веры, присутствие духа и сознание своих грехов.

Читайте также:  Как перевести СНТ в ИЖС: процедура, список документов, ошибки

Что такое тайна исповеди?

Тайна исповеди в христианстве известна с апостольских времен. В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус Христос заповедал апостолам отпускать грехи и наделил их соответствующей властью. Через последующее таинство рукоположения эта власть распространяется и на современных священнослужителей.

При этом, каждый священник обязан соблюдать тайну исповеди. Ни при каких обстоятельствах он не имеет права ее разглашать, даже если ему становится известно о готовящемся преступлении. В этом случае, он должен постараться предпринять все усилия для того, чтобы убедить человека не брать столь тяжкий грех на душу или, в крайнем случае косвенно предупредить тех людей, которым грозит опасность. Но раскрывать личность того, кто ему исповедался он не может.

В первые века христианства практиковалась публичная исповедь, когда каждый кающийся выходил на амвон и говорил о своих грехах всем присутствующим. Поэтому тогда не было нужды соблюдать тайну исповеди. Но уже к IV веку публичная исповедь сошла на нет.

Как проходит таинство исповеди в церкви – что надо делать и с каких слов начать

В православной церкви обычно проводится исповедь на вечернем Богослужении или утром перед Литургией. Хотя в некоторых храмах бывает и во время Литургии, перед причастием (для немощных и детей).

В православной Церкви существует обычай перед исповедью покупать свечу в церковной лавке и класть ее на аналой. Эта свеча является нашей маленькой жертвой Богу, символом очищения нашего сердца. Потому что исповедь — это очищение души от грязи.

Перед началом исповеди священник кладет на аналой Крест и Евангелие и читает общую молитву. Затем исповедник подходит к аналою и кается в своих грехах перед Господом Иисусом Христом в присутствии священника, как свидетеля, который внимательно слушает. Священник может дать совет исповеднику, чтобы скорректировать его духовную жизнь, особенно если человек пришел в первый раз.

Исповедь можно начать, например, так: «Господи, я согрешил(а)…», а закончить так: «согрешил(а) и множеством других грехов, которых и не упомнишь. Господи, прости меня, каюсь». Это только пример формы исповеди, у всех может быть по разному.

В конце исповеди священник спрашивает имя исповедника и, видя его искреннее раскаяние, возлагает на его наклоненную голову конец епитрахили, осеняет крестным знамением и произносит разрешительную молитву. Грехи прощает сам Иисус Христос. Затем исповедник целует Крест и Евангелие. Если после исповеди человек собирается причащаться Святых Христовых Таин, то он берет у батюшки благословение на причастие.

Что такое тайна исповеди?

Тайна исповеди в христианстве известна с апостольских времен. В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус Христос заповедал апостолам отпускать грехи и наделил их соответствующей властью. Через последующее таинство рукоположения эта власть распространяется и на современных священнослужителей.

При этом, каждый священник обязан соблюдать тайну исповеди. Ни при каких обстоятельствах он не имеет права ее разглашать, даже если ему становится известно о готовящемся преступлении. В этом случае, он должен постараться предпринять все усилия для того, чтобы убедить человека не брать столь тяжкий грех на душу или, в крайнем случае косвенно предупредить тех людей, которым грозит опасность. Но раскрывать личность того, кто ему исповедался он не может.

В первые века христианства практиковалась публичная исповедь, когда каждый кающийся выходил на амвон и говорил о своих грехах всем присутствующим. Поэтому тогда не было нужды соблюдать тайну исповеди. Но уже к IV веку публичная исповедь сошла на нет.

Откуда взялся обычай исповедовать людей, «испытывая» их по спискам грехов?

Этот обычай, как и некоторые другие особенности таинства Покаяния, проник в Православную Церковь с Запада. В Западной Церкви таинство Исповеди начинало развиваться в том же русле, что и на Востоке, но затем двинулось в сторону большей регламентации и формализации. Примерно с начала VI века на Западе появляются свидетельства о так называемом «тарифицированном» покаянии. Речь шла о строго формализованной процедуре: каждый грех должен быть заглажен, и заглажен вполне определенным образом. Первыми эту практику ввели монастыри: кающийся признавался в своих грехах перед игуменом и получал от него конкретную епитимию согласно «тарифу» — прочесть определенное количество молитв или псалмов, положить столько-то поклонов, провести столько-то дней поста на хлебе и воде. Только исполнив епитимию, он мог вернуться к обычному ритму монашеской жизни. Со временем «тарифное» покаяние стало распространяться и на приходах. Особое внимание священники стали уделять обстоятельствам совершения греха, причинам, побудившим человека пойти против заповеди и т. п.

Цель исповеди: отпущение грехов, чтобы кающийся осознал греховность поступков и покаявшись, сделал выводы на будущее.

Христос сказал об условии прощения Богом наших грехов:

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6. 14-15).

На исповеди мы рассказываем о своих сомнениях, грехах тяжести душевной священнику. Отпускает грехи нам, конечно же, не священник, всё это в ведение Божьей воли, через него совершается суд: простить или не удостоить такой чести. Говорят, Бог прощает всех, настолько сильна его любовь к нам. Может чуть сродни материнской, при всех обидах, не зависимо насколько они сильны, мы всегда прощаем своих детей, потому что они — это часть нас. И в нас часть его Бога. Священник же лишь является проводником этого общения. Он молится за нас, благословляет на исповедь, указывая верный путь.

С другой стороны, если Бог всё видит всё знает, зачем ему ещё раз рассказывать о совершённых нами поступках, ведь они ему ведомы? А вспомните себя и детей своих, вы знаете обиды, вам нанесённые, но как хорошо, если ребёнок придёт с покаянием. Мы исповедаемся, когда мы осознали содеянное, покаялись, готовы к исправлению.

Что такое исповедь в православной церкви, как она проходит?

Когда Иоанн Креститель крестил иудеев в Иордане, он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иисус Христос говорил то же самое, когда вышел на проповедь.

В девятом символе веры мы говорим: «(Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Господь создал Свою Церковь — Духовное Тело Христово, внутри которой человек спасается, то есть кается, очищается от грехов, исцеляется и «прививается» Богу. Главою Церкви является Иисус Христос.

Церковным таинством называется священное действие, через которое тайно, невидимо, человеку подается благодать Святого Духа (спасительная сила Божья). Если человек уверует в Христа, покается и крестится, то он входит в Церковь Христову и может пользоваться другими таинствами.

В таинстве крещения мы омываемся от всех грехов, которые совершили до крещения, отрекаемся от сатаны и соединяемся с Христом. И становимся членами Церкви — детьми Бога Отца, а значит братьями и сестрами для других христиан.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *