Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кем и когда установлено, что священник не вправе разглашать тайну исповеди?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российское законодательство различает несколько разновидностей тайн, среди которых — врачебная, служебная, коммерческая, адвокатская и пр. Одной из наиболее таинственных и непонятных, с позиции правового регулирования, остается тайна исповеди.
Нарушение тайны исповеди с точки зрения законодательства
Законодательство не содержит официального определения понятий «исповедь» и «священнослужитель». Эти понятия могут трактоваться в разных конфессиях по-разному. Для того чтобы определить, являлось ли действо исповедью, а лицо, ее проводившую — священником, могут использоваться нормы Приказа Министерства Юстиции РФ от 2009 года №53 «О государственной религиоведческой экспертизе».
Закон не разделяет священнослужителей на тех, кто может совершать обряд, и тех, кто не вправе этого сделать по религиозным канонам. Нормы о свидетельском иммунитете на всех священнослужителей распространяются без каких-либо ограничений.
На основании п. 7 ст. 3 ФЗ-125 от 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» тайна исповеди охраняется законодательством. Здесь подчеркивается, что священнослужитель не привлекается к ответственности за отказ от дачи показаний в части обстоятельств, которые стали известны из исповеди. Россия является одной из редких стран, где тайна исповеди является сферой регулирования права и охраняется им.
Свидетельский иммунитет священнослужителя гарантирован ему ст. 51 Конституции, где сказано, что лицо вправе не давать показания против себя, своего супруга и близких родственников. Но также есть оговорка о том, что круг других лиц, которые могут не давать показания, определен федеральными законами.
Сразу несколько норм законодательства указывают на невозможность привлечения священнослужителя к ответственности за отказ от дачи показаний в части сведений, которые стали известны ему по нормам исповеди. Священнослужители не подлежат допросу в качестве свидетелей. В частности, об этом говорится в ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса, ст. 69 Гражданского процессуального кодекса, ст. 51 Кодекса административного судопроизводства и ст. 90 Налогового кодекса.
Нормы распространяются не только на православных священников, но и на священнослужителей из религиозных организаций, которые прошли госрегистрацию на территории РФ.
На тот факт, что священнослужители не обязаны давать свидетельские показания, есть немало Постановлений Конституционного суда и прочих судебных решений.
Что такое тайна исповеди?
Тайна исповеди в христианстве известна с апостольских времен. В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус Христос заповедал апостолам отпускать грехи и наделил их соответствующей властью. Через последующее таинство рукоположения эта власть распространяется и на современных священнослужителей.
При этом, каждый священник обязан соблюдать тайну исповеди. Ни при каких обстоятельствах он не имеет права ее разглашать, даже если ему становится известно о готовящемся преступлении. В этом случае, он должен постараться предпринять все усилия для того, чтобы убедить человека не брать столь тяжкий грех на душу или, в крайнем случае косвенно предупредить тех людей, которым грозит опасность. Но раскрывать личность того, кто ему исповедался он не может.
В первые века христианства практиковалась публичная исповедь, когда каждый кающийся выходил на амвон и говорил о своих грехах всем присутствующим. Поэтому тогда не было нужды соблюдать тайну исповеди. Но уже к IV веку публичная исповедь сошла на нет.
- невоздержание от всякого проявления зла
- претензии к людям и жизни
- измена мужу или жене
- страх перед людьми или обстоятельствами
- страх исповедовать христианство людям
- неоправданный гнев
- озабоченность
- чрезмерная болтливость
- гордыня
- насилие, рукоприкладство
- жестокость по отношению к людям
- жестокость по отношению к животным
- занятие оккультизмом
- злословие
- отказ от участия в христианских таинствах
- ожесточение, озлобленность
- богохульство
- не прощение своих обидчиков
- корысть
- взяточничество
- введение в заблуждение
- хвастовство
- заставлять ребёнка грешить
- обман детей,
- презрение к детям, это то же самое, что презирать Бога (Лк.10: 16)
- оскорбление ребёнка
- отказ от не рождённого ребёнка
- осуждение
- ставить заботы мирские выше Бога
- отказ от помощи
- не смирение перед Божьим наказанием
- неповиновение Божьим заповедям
- отсутствие сострадания
- постоянные жалобы
- презрение
- не довольствоваться тем, что имеешь
- неискренность
- не быть кротким и тихим
- участие в раздорах, ссорах
- нежелание меняться в соответствии с заповедями
- упрямство
- обращение к ложному совету (не от Бога)
- грубость
- ненасытное стремление к мирской выгоде
- зависть
- хитрость
- отчаяние
- сомнения в силе Бога
- агрессия по отношению к богатым/бедным
- агрессия по отношению к мужчинам/женщинам
- невозвращение долгов
- обман
- мошенничество
- лжесвидетельство
- поддаваться искушениям
- уныние
- отчаяние
- пьянство
- несправедливость
- враждебность
- желание зла
- злопамятство
- невоздержание от всякого проявления зла
- мстительность
- вымогательство
- отсутствие веры
- лесть ради выгоды
- жадность
- нелюбовь к Богу всем сердцем, душой и разумом
- стремление к Богу на словах, но не сердцем
- упование на человека, а не на Бога
- упование на богатство, а не га Бога
- отделение себя от Бога
- не быть благодарным Богу во всех обстоятельствах
- потакание своим слабостям
- видеть свой собственный интерес, а не Христа
- непочтение к родителям
- унижение себя или других
- причинение боли душевной и физической
- лицемерие
- безответственность
- ревность
- оправдание нечестивых
- воровство
- убийство животных
- отсутствие любви
- обидчивость
- злоупотребление
- предвзятость
- не молиться во имя Иисуса
- себялюбие
- осознанное не совершение добрых поступков
- вредность
- предательство
Список основных грехов для мужчин и для женщин
Греховность — это не только внешнее плохое поведение, но в большей степени внутреннее расположение и пристрастие к греховному. Человеку с плохим поведением бывает легче покаяться, чем человеку с хорошим поведением, потому что у «плохого» все грехи на виду, а у «хорошего» — скрыты внутри. Поэтому важно видеть и исповедовать согрешения делом, словом и мыслью. И бороться со страстями с помощью нашего Спасителя.
Источник всех человеческих страстей — эгоизм, то есть забота только о себе и своих интересах (у св. отцов — себялюбие, самолюбие). Страсти в православии — это искаженные добродетели (греховные навыки). Святые отцы выделяют восемь главных страстей и восемь противоположных им добродетелей:
- Чревоугодие (добродетель — воздержание):
Объядение, пристрастие к вкусной и вредной пище, пьянство, несоблюдение или нарушение Церковных постов, лакомство, невоздержание. Излишняя и неправильная забота о теле. Это нарушение второй заповеди: «Их бог -чрево» (Фил.3;19).
- Любодеяние, или блуд (добродетель — целомудрие, чистота сердца):
Грехи блудные естественные: блуд, прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные. Блудные ощущения и пожелания тела и души. Разжжение. Принятие нечистых помыслов, услаждение ими, медление в них и соизволение им. Блудные мечтания и пленения. Ночное осквернение во сне. Чтение книг и смотрение фильмов и картин развратных. Сквернословие. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5;28).
- Любостяжание или сребролюбие (добродетель — нестяжание, милосердие):
Пристрастие к деньгам и всякому имуществу. Желание и размышление об обогащении. Корыстолюбие. Скупость, накопительство, алчность. Неверие в Божественный промысел. Жестокосердие к нуждающимся. Все виды кражи: воровство, грабительство, святотатство, взяточничество, мошенничество, обман. Сребролюбие — это идолопоклонство. (Грехи против второй, восьмой и десятой заповеди Закона Божьего)
- Гнев (добродетель — кротость):
Внутренний гнев: вспыльчивость, раздражительность, возмущение сердца яростью, жажда мести, принятие гневных помыслов.
Наружный гнев: споры, ссоры, крики, оскорбления, бранные и обидные слова; драки, убийство. Аборты.
Злопамятство: ненависть, вражда, мщение, осуждение, злословие, клевета, возмущение и обида ближнего.
- Душевредная печаль (добродетель — блаженный плач, умиление, печаль по Богу):
Скорбь от житейских неприятностей или потери близких людей (стресс). Печаль от неисполнения желаний. Ропот на Бога и на людей. Обидчивость, недовольство своей судьбой. Нетерпение, тоска, огорчения.
Опасение и страх за свою участь. Ненадеяние на Бога. Недоверие Богу и его промыслу о нас. Неблагодарение Бога за все, что с нами случается (неблагодарный всегда всем недоволен). Страх, малодушие, боязнь страданий и болезней.
- Уныние (добродетель — трезвение):
Первый вид уныния повергает в сон. Расслабление души, духовное изнеможение. Леность (непринуждение себя) к молитве, поклонам и добрым делам. Сонливость, рассеянность во время молитвы. Оставление чтения духовной литературы. Лень. Излишнее успокоение сном, лежанием (как Обломов). Забвение о страшном суде. Забвение Христовых заповедей и своих грехов. Лишение страха Божия и нерадение о своем спасении. Неблагоговение. Гнетущее, скорбное состояние души (духовное замерзание души). Депрессия.
Второй вид уныния ввергает в праздность. Празднословие, пустые разговоры, шутки, постоянные развлечения (игры, телевизор, зрелища, компьютер, наркотики, пьянство и др.). Окамененное нечувствие сердца, ожесточение сердца. Отчаяние.
- Тщеславие (добродетель — смирение):
Влечение к положительному мнению окружающих людей. Желание и поиск земных почестей, суетной славы, высоких должностей, человеческой похвалы. Пристрастие к наукам и искусствам суетным (артисты, певцы, танцоры и др). Пристрастие к политике, профессиональному спорту для приобретения славы. «Звездная болезнь». Желание первенства.
Превозношение своими плотскими преимуществами и видимыми вещами. Хвастовство. Пристрастие к красивым вещам и одеждам, к косметике. Самолюбование перед зеркалом, красование перед другими, внимание к красоте своего лица, фигуры, голоса и др. (себя показать).
Стыд исповедовать свои грехи, утаивание их перед духовником и перед людьми. Желание казаться лучше, чем есть на самом деле. Самооправдание. Лукавство. Лицемерие. Прекословие. Ложь, подозрительность, притворство. Зависть. Лесть, человекоугодие. Уничижение ближнего. Бессовестность. Переменчивость нрава. Бесовские нрав и жизнь.
- Гордость (добродетель — любовь):
Гордость плотская: Высокомерие, презрение (уничижение) ближнего. Предпочтение себя всем. Властолюбие. Своеволие. Дерзость. Колкое насмешничество.
Гордость духовная: Омрачение ума и сердца, пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Прелесть. Непокорность Божьему Закону. Оставление смирения. Нелюбовь к Богу и ближнему. Ложное мировоззрение. Ересь, сектантство. Неверие. Волшебство, колдовство, гороскопы. Безбожие. Безумие.
«… Шёл мне тогда… десятый год. Я не застал служения великого отца Алексея Мечёва, его сына отца Сергия, бывшего в 1930 году в ссылке. Но исповедь в мечёвском храме запомнил на всю жизнь. И сейчас вижу добрые карие глаза, сердечный и тёплый голос отца Бориса (Холчева), тогда священника, принявшего обет безбрачия, а впоследствии старца-архимандрита. Необычайно интересна была исповедь, доходчивая до ребёнка и в то же время философская и душевно тёплая, индивидуальная. Мне казалось, что когда отец Борис склонился ко мне, и на аналой упали его чёрные густые волосы, я почувствовал, что я уже взрослый и могу всё понять.
— Всю жизнь, — сказал о. Борис, указав на Евангелие, — помни, что в этой книге есть всё, что нужно твоей душе. Ты всегда получишь утешение, ты будешь вместе с Самим Христом. Молись, и Он всегда поможет тебе. Ведь ты знаешь, что Христос — не просто «добрый Боженька». Он может и указать, и наказать, но всегда на пользу, всегда во благо.
Я стоял заворожённый.
— Помни, что Христос и Отец и Друг тебе, Он и Бог и Человек одновременно, знаешь ли ты это?
Вот такая заготовка для мужчин, которые не могут сформулировать некоторые свои проступки, а может, не заметили их вовсе:
- Сомневался в Боге, вере, жизни после смерти.
- Насмехался над несчастным, убогим.
- Был ленивым, тщеславным, гордым.
- Уклонялся от службы в армии.
- Не выполнял обязанностей.
- Дрался, дебоширил.
- Оскорблял.
- Соблазнял замужних женщин.
- Пьянствовал, принимал наркотики.
- Отказывал в помощи просящим.
- Воровал.
- Унижал, хвастался.
- Вступал в корыстные споры.
- Хамил и вел себя нагло.
- Боялся.
- Играл в азартные игры.
- Помышлял о самоубийстве.
- Рассказывал пошлые анекдоты.
- Не отдавал долг.
- Шумел в храме.
Что такое исповедь в православной церкви, как она проходит?
Когда Иоанн Креститель крестил иудеев в Иордане, он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иисус Христос говорил то же самое, когда вышел на проповедь.
В девятом символе веры мы говорим: «(Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Господь создал Свою Церковь — Духовное Тело Христово, внутри которой человек спасается, то есть кается, очищается от грехов, исцеляется и «прививается» Богу. Главою Церкви является Иисус Христос.
Церковным таинством называется священное действие, через которое тайно, невидимо, человеку подается благодать Святого Духа (спасительная сила Божья). Если человек уверует в Христа, покается и крестится, то он входит в Церковь Христову и может пользоваться другими таинствами.
В таинстве крещения мы омываемся от всех грехов, которые совершили до крещения, отрекаемся от сатаны и соединяемся с Христом. И становимся членами Церкви — детьми Бога Отца, а значит братьями и сестрами для других христиан.
Может ли священник отказать в Причастии? (более подробно[28]).
Требования подготовки ко Святому Причащению:
1. Практика приуготовительного поста. (Пост в форме воздержания от скоромной пищи и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием. Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни). В установившейся традиции Р.П.Ц. пост составляет 3 дня для верных.
2. Евхаристический пост — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения. Этот пост канонически обязателен (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора). При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническимизаболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин.
3. Воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения (5 правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия),может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни.
4. Отказ от табакокурения, тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности — и с вечера в канун причащения, может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни.
5. В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, «при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость».На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует также ориентироваться при подготовке к причащению за Божественной литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова).
6. Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила. (Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Молитвенное правило может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни.
7. Участие за Божественной Литургией, присутствие на предваряющих ее службах — в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) — является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.(Если причащающийся не участвовал в полной мере за Богослужением или не выполним в полной мере молитвенное правило, священнослужитель должен его к сему побуждать и поставить вопрос о недопущении к Таинству).
8. Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия. В случае такого опоздания исповедающий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. Исключение должно быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых.
9. Готовящийся ко святому причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие их перед священником в Таинстве Покаяния.
Причины отказа:
А) Недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и немало умирает» (1Кор. 11, 29-30).
Что такое тайна исповеди
Российское законодательство различает несколько разновидностей тайн, среди которых — врачебная, служебная, коммерческая, адвокатская и пр. Одной из наиболее таинственных и непонятных, с позиции правового регулирования, остается тайна исповеди.
Тайна исповеди представляет собой охраняемое нормами закона религиозное таинство. Такая тайна служит гарантией свободы вероисповедания. Исповедью в христианстве называется покаяние в грехах перед священником — в данной ситуации он выступает представителем Бога на земле.
Главным условием таинства является то, что священник или монах не станут распространяться о совершенных правонарушениях, даже если они считаются преступлением. Священник вправе только направить человека на путь исправления.
Может ли священник отказать в крещении?
Неповторяемость Крещения
Правильно совершенное Крещение предполагает оставить в принявшем его неизгладимую печать (Послание восточных патриархов, чл. 16), и потому никогда не может быть повторено, даже в том случае, если крещенный отрекся от христианства, а потом раскаялся и снова пожелал возвратиться в Церковь. Основание этого правила содержится в той догматической истине, что Крещение есть духовное рождение, которое не повторяемо, и что оно совершается во образ Крестной Смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа (Рим. 6:3-11), последовавших лишь однажды. Священник же повторно крестящий кого бы то ни было, подлежит извержению из сана (47-е Апостольское правило).
Однако, в случае неизвестности о том, было ли совершено крещение над каким-либо лицом (например, над подкинутым младенцем), церковные правила, ввиду безусловной необходимости этого Таинства для спасения, повелевают крестить это лицо без всяких сомнений особым чином (84-е правило Трульского Собора; 83-е правило Карфагенского Собора).
Категорически недопустимо крещение умершего человека (26-е правило Карфагенского Собора).
Отсутствие желания посещать огласительные беседы или каким-либо иным образом приобщаться к жизни и учению Церкви (78-е правило Трулльского Собора; 46-е правило Лаодикийского Собора).
Убеждения оглашенного несовместимые с основными христианскими догматами[2].
Человек не может быть крещен, если он сознательно держится за «нецерковные» мифологемы, не признает хотя бы одного из догматов Символа веры:
Которые не имеют истинной и священной веры, и так приступают к крещению, (таких Бог) не приемлет. Таков был Симон, который хотя и крещен, но благодати не удостоился, когда… совершенства веры не имел[3].
Принимают напрасный труд крещаемые, если имеют сомнение в воскресении, так как крещением и погружением в воду купели и восхождением из нее они возвещают смерть и воскресение, а своими словами показывают неверие оному[4].
Если и по принятии Крещения христианин будет разделять учения несовместимых с христианством сект и движений (язычество, гностические культы, астрология, теософские и спиритические общества, реформированные восточные религии, оккультизм и т.п.), а тем более способствовать их распространению, то тем самым он отлучит себя от Православной Церкви[5]. Поэтому такой человек не может быть допущен к вхождению в Церковь.
Отсутствие желания участвовать в церковной жизни.
Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно – благодатный залог дальнейшего следования за Христом.
Может ли священник отказать в соборовании?
Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет, как правило, не соборуют.
Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов.
Можно ли соборовать больного, когда он без сознания?
– Участие во всех Таинствах должно быть сознательным и добровольным.
В случае, если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним Таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником.
Можно ли соборовать младенцев?
– Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, Таинство Елеосвящения не совершается на основании слов апостола Иакова: «пусть призовет пресвитеров… и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15), предполагающих в болящем силу веры, присутствие духа и сознание своих грехов.
Что такое тайна исповеди?
Тайна исповеди в христианстве известна с апостольских времен. В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус Христос заповедал апостолам отпускать грехи и наделил их соответствующей властью. Через последующее таинство рукоположения эта власть распространяется и на современных священнослужителей.
При этом, каждый священник обязан соблюдать тайну исповеди. Ни при каких обстоятельствах он не имеет права ее разглашать, даже если ему становится известно о готовящемся преступлении. В этом случае, он должен постараться предпринять все усилия для того, чтобы убедить человека не брать столь тяжкий грех на душу или, в крайнем случае косвенно предупредить тех людей, которым грозит опасность. Но раскрывать личность того, кто ему исповедался он не может.
В первые века христианства практиковалась публичная исповедь, когда каждый кающийся выходил на амвон и говорил о своих грехах всем присутствующим. Поэтому тогда не было нужды соблюдать тайну исповеди. Но уже к IV веку публичная исповедь сошла на нет.
Как проходит таинство исповеди в церкви – что надо делать и с каких слов начать
В православной церкви обычно проводится исповедь на вечернем Богослужении или утром перед Литургией. Хотя в некоторых храмах бывает и во время Литургии, перед причастием (для немощных и детей).
В православной Церкви существует обычай перед исповедью покупать свечу в церковной лавке и класть ее на аналой. Эта свеча является нашей маленькой жертвой Богу, символом очищения нашего сердца. Потому что исповедь — это очищение души от грязи.
Перед началом исповеди священник кладет на аналой Крест и Евангелие и читает общую молитву. Затем исповедник подходит к аналою и кается в своих грехах перед Господом Иисусом Христом в присутствии священника, как свидетеля, который внимательно слушает. Священник может дать совет исповеднику, чтобы скорректировать его духовную жизнь, особенно если человек пришел в первый раз.
Исповедь можно начать, например, так: «Господи, я согрешил(а)…», а закончить так: «согрешил(а) и множеством других грехов, которых и не упомнишь. Господи, прости меня, каюсь». Это только пример формы исповеди, у всех может быть по разному.
В конце исповеди священник спрашивает имя исповедника и, видя его искреннее раскаяние, возлагает на его наклоненную голову конец епитрахили, осеняет крестным знамением и произносит разрешительную молитву. Грехи прощает сам Иисус Христос. Затем исповедник целует Крест и Евангелие. Если после исповеди человек собирается причащаться Святых Христовых Таин, то он берет у батюшки благословение на причастие.
Что такое тайна исповеди?
Тайна исповеди в христианстве известна с апостольских времен. В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус Христос заповедал апостолам отпускать грехи и наделил их соответствующей властью. Через последующее таинство рукоположения эта власть распространяется и на современных священнослужителей.
При этом, каждый священник обязан соблюдать тайну исповеди. Ни при каких обстоятельствах он не имеет права ее разглашать, даже если ему становится известно о готовящемся преступлении. В этом случае, он должен постараться предпринять все усилия для того, чтобы убедить человека не брать столь тяжкий грех на душу или, в крайнем случае косвенно предупредить тех людей, которым грозит опасность. Но раскрывать личность того, кто ему исповедался он не может.
В первые века христианства практиковалась публичная исповедь, когда каждый кающийся выходил на амвон и говорил о своих грехах всем присутствующим. Поэтому тогда не было нужды соблюдать тайну исповеди. Но уже к IV веку публичная исповедь сошла на нет.
Откуда взялся обычай исповедовать людей, «испытывая» их по спискам грехов?
Этот обычай, как и некоторые другие особенности таинства Покаяния, проник в Православную Церковь с Запада. В Западной Церкви таинство Исповеди начинало развиваться в том же русле, что и на Востоке, но затем двинулось в сторону большей регламентации и формализации. Примерно с начала VI века на Западе появляются свидетельства о так называемом «тарифицированном» покаянии. Речь шла о строго формализованной процедуре: каждый грех должен быть заглажен, и заглажен вполне определенным образом. Первыми эту практику ввели монастыри: кающийся признавался в своих грехах перед игуменом и получал от него конкретную епитимию согласно «тарифу» — прочесть определенное количество молитв или псалмов, положить столько-то поклонов, провести столько-то дней поста на хлебе и воде. Только исполнив епитимию, он мог вернуться к обычному ритму монашеской жизни. Со временем «тарифное» покаяние стало распространяться и на приходах. Особое внимание священники стали уделять обстоятельствам совершения греха, причинам, побудившим человека пойти против заповеди и т. п.
Цель исповеди: отпущение грехов, чтобы кающийся осознал греховность поступков и покаявшись, сделал выводы на будущее.
Христос сказал об условии прощения Богом наших грехов:
«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6. 14-15).
На исповеди мы рассказываем о своих сомнениях, грехах тяжести душевной священнику. Отпускает грехи нам, конечно же, не священник, всё это в ведение Божьей воли, через него совершается суд: простить или не удостоить такой чести. Говорят, Бог прощает всех, настолько сильна его любовь к нам. Может чуть сродни материнской, при всех обидах, не зависимо насколько они сильны, мы всегда прощаем своих детей, потому что они — это часть нас. И в нас часть его Бога. Священник же лишь является проводником этого общения. Он молится за нас, благословляет на исповедь, указывая верный путь.
С другой стороны, если Бог всё видит всё знает, зачем ему ещё раз рассказывать о совершённых нами поступках, ведь они ему ведомы? А вспомните себя и детей своих, вы знаете обиды, вам нанесённые, но как хорошо, если ребёнок придёт с покаянием. Мы исповедаемся, когда мы осознали содеянное, покаялись, готовы к исправлению.
Что такое исповедь в православной церкви, как она проходит?
Когда Иоанн Креститель крестил иудеев в Иордане, он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иисус Христос говорил то же самое, когда вышел на проповедь.
В девятом символе веры мы говорим: «(Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Господь создал Свою Церковь — Духовное Тело Христово, внутри которой человек спасается, то есть кается, очищается от грехов, исцеляется и «прививается» Богу. Главою Церкви является Иисус Христос.
Церковным таинством называется священное действие, через которое тайно, невидимо, человеку подается благодать Святого Духа (спасительная сила Божья). Если человек уверует в Христа, покается и крестится, то он входит в Церковь Христову и может пользоваться другими таинствами.
В таинстве крещения мы омываемся от всех грехов, которые совершили до крещения, отрекаемся от сатаны и соединяемся с Христом. И становимся членами Церкви — детьми Бога Отца, а значит братьями и сестрами для других христиан.