Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что следует знать о программе «Доступная среда»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Программа «Доступная среда» реализуется в РФ с 2011 года. За годы действия госпрограммы суммарно под потребности и возможности людей с ограничениями здоровья уже приспособлено более 18 тыс. социальных объектов во всех регионах нашей страны.
Этапы реализации программы
С момента разработки госпрограмма «Доступная среда» уже прошла три полноценных этапа. Каждый из них был направлен на реализацию конкретных задач. С учетом продления срока действия документа можно выделить следующие контрольные точки:
- 2011-2012 гг. Был направлен в первую очередь на упорядочивание НПА, регулирующих деятельность ответственных исполнителей. Уполномоченными структурами активно создавалась правовая база для реализации мероприятий и привлечения средств на строительство конкретных объектов.
- 2013-2015 гг. В указанное время осуществлялись строительство и реконструкция учреждений для реабилитации инвалидов, покупка высокотехнологичного оборудования.
- 2016-2018 гг. На данном этапе осуществлялась основная работа, позволяющая достичь поставленных целей, в том числе корректировка взаимодействия органов власти.
- Текущий период (19-20 годы). Осуществляется мониторинг достигнутых результатов, проводится выработка дальнейших действий, направленных на улучшение положения граждан с ограниченными возможностями здоровья.
- 2021-2025 гг. Период, на который госпрограмма пролонгируется, будет включать новые направления, связанные с повышением реабилитации инвалидов, обучением специалистов инновационным технологиям и внедрением информационных систем.
Этапы реализации программы
С момента разработки госпрограмма «Доступная среда» уже прошла три полноценных этапа. Каждый из них был направлен на реализацию конкретных задач. С учетом продления срока действия документа можно выделить следующие контрольные точки:
- 2011-2012 гг. Был направлен в первую очередь на упорядочивание НПА, регулирующих деятельность ответственных исполнителей. Уполномоченными структурами активно создавалась правовая база для реализации мероприятий и привлечения средств на строительство конкретных объектов.
- 2013-2015 гг. В указанное время осуществлялись строительство и реконструкция учреждений для реабилитации инвалидов, покупка высокотехнологичного оборудования.
- 2016-2018 гг. На данном этапе осуществлялась основная работа, позволяющая достичь поставленных целей, в том числе корректировка взаимодействия органов власти.
- Текущий период (19-20 годы). Осуществляется мониторинг достигнутых результатов, проводится выработка дальнейших действий, направленных на улучшение положения граждан с ограниченными возможностями здоровья.
- 2021-2025 гг. Период, на который госпрограмма пролонгируется, будет включать новые направления, связанные с повышением реабилитации инвалидов, обучением специалистов инновационным технологиям и внедрением информационных систем.
Объемы бюджетных ассигнований Программы
Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 702 312 949,4
- на 2011 год — 33003378 тыс. рублей;
- на 2012 год — 30 025 336,3 тыс. рублей;
- на 2013 год — 33 331 917,2 тыс. рублей;
- на 2014 год — 35 589 924,4 тыс. рублей;
- на 2015 год — 41 087 160,8 тыс. рублей;
- на 2016 год — 38 553 312,2 тыс. рублей;
- на 2017 год — 47 448 769,1 тыс. рублей;
- на 2018 год — 50 794 059,5 тыс. рублей;
- на 2019 год — 53 799 240 тыс. рублей;
- на 2020 год — 54 567 225,4 тыс. рублей;
- на 2021 год — 55 663 225,3 тыс. рублей;
- на 2022 год — 56 289 725,3 тыс. рублей;
- на 2023 год — 56 933 225,3 тыс. рублей;
- на 2024 год — 57 613 225,3 тыс. рублей;
- на 2025 год — 57 613 225,3 тыс. рублей.
Из них:
1. объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 702 312 949,4 тыс. рублей, в том числе:
- на 2011 год — 33003378 тыс. рублей;
- на 2012 год — 30 025 336,3 тыс. рублей;
- на 2013 год — 33 331 917,2 тыс. рублей;
- на 2014 год — 35 589 924,4 тыс. рублей;
- на 2015 год — 41 087 160,8 тыс. рублей;
- на 2016 год — 38 553 312,2 тыс. рублей;
- на 2017 год — 47 448 769,1 тыс. рублей;
- на 2018 год — 50 794 059,5 тыс. рублей;
- на 2019 год — 53 799 240 тыс. рублей;
- на 2020 год — 54 567 225,4 тыс. рублей;
- на 2021 год — 55 663 225,3 тыс. рублей;
- на 2022 год — 56 289 725,3 тыс. рублей;
- на 2023 год — 56 933 225,3 тыс. рублей;
- на 2024 год — 57 613 225,3 тыс. рублей;
- на 2025 год — 57 613 225,3 тыс. рублей.
Программа «Доступная среда» для детей-инвалидов
В стране проживает около 1,5 миллионов детей с установленной инвалидностью. Главной их проблемой является невозможность полноценно общаться со своими сверстниками, при этом здоровые дети не понимают и не воспринимают имеющиеся проблемы и трудности детей с ограниченными возможностями.
Около 90% такого рода детей обучается в специализированных школах, а это, в свою очередь, может создавать трудности с их дальнейшей социальной адаптацией.
Также не принесли желаемых результатов попытки организовать обучение здоровых детей и инвалидов вместе.
Для регионов разработаны социальные программы для детей инвалидов по введению доступной среды для них. Так, в школах создаются все условия, чтобы дети с ограниченными возможностями могли пользоваться школой наравне со здоровыми детьми.
Для них постоянно приобретается и направляется в учебные классы специальное оборудование. Здания школы, кабинеты и т.д. реконструируют таким образом, чтобы ими было легко пользоваться детям-инвалидам.
Организована подготовка специалистов по следующим направлениям: логопеды, олигофренопедагоги, сурдопедагоги и т.д.
Промежуточные итоги и изменения программы в 2019 году
Минтруд России ежегодно публикует отчеты по реализации госпрограммы «Доступная среда», которые охватывают ситуацию в стране в целом. Помимо этого, каждый из регионов дополнительно отчитывается на местах.
Так, по итогам 2018 года были достигнуты следующие показатели:
- Доля приоритетных объектов транспорта, социальной инфраструктуры, которые должны быть доступны инвалидам, увеличилась до 64,1%.
- Доля инвалидов, которые считают, что население положительно относится к их проблемам, составила 60,8%.
- В 21,2% субъектов России уже сформирована инфраструктура для комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей с инвалидностью;
- Доля инвалидов в общем числе таких людей среди взрослых, к которым применяются программы реабилитации, составляет 57,9%.
- Доля детей-инвалидов, к которым применяются программы по реабилитации, составляет 70,8%.
- Все бюро МСЭ стране оснащены специальным диагностическим оборудованием (доля 100%).
- По состоянию на 3-й квартал 2018 года доля занятых инвалидов из их общего числа составляет 28,5% или 3,5 миллиона человек.
Правительству было поручено задание проработать новую программу доступная среда для инвалидов на период 2021-2015 годов.
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы
Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:
- оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
- модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.
В Государственную программу входят следующие подпрограммы:
- Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
- Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.
Доступная среда для инвалидов — закон
Данная госпрограмма вступила в силу после изданного правительством РФ приказа в две тысячи восьмом году. Именно этот законопроект четко утвердил то, что федеральные власти готовы отстаивать права граждан с инвалидностью, а также оказывать им материальную и социальную поддержку соответственно мировым стандартам.
Действующая госпрограмма для лиц с ограниченными способностями была продлена на срок завершения в две тысячи двадцатом году, на таких же условиях.
Все социальные меры помощи были разделены на четыре части:
- 2011-2012 года – создание нормативных документов, разработка целей госпрограммы и поиск финансовых источников;
- 2013-2015 года – создание и оснащение центров восстановления для инвалидов за государственные средства, а также укомплектование медучреждений и центров обучения необходимым оборудованием;
- 2016-2018 года – завершение всех постановленных задач под кураторством правительственных органов;
- 2019-2020 года – в плане определить итоги реализации госпрограммы, а также провести опрос среди граждан об оставшихся проблемах лиц с ограниченными способностями. В окончании, федеральные власти должны будут сделать отчет о том, чего достигла реализация программы, а также об оставшихся проблемах.
Региональные особенности «Доступной среды»
Данная госпрограмма реализуется в любом округе Российской Федерации.
Наиболее серьезным примером программы доступной среды определенно является «Теннис парк», локализующийся в столице на Рязанском проспекте. Данная постройка является примером спортивного безбарьерного пространства, на котором могут заниматься граждане с ограниченными способностями.
Именно здесь тренируются паралимпийские теннисисты, занимающиеся в колясках. Здесь находятся адаптированные гигиенические комнаты, парковка, а также здание оборудовано тактильными схемами для передвижения по комплексу.
С две тысячи двенадцатого года, детсады, школьные учреждения, а также психологические, медицинские и социальные центры оборудуются специализированными средствами для передвижения и комфорта инвалидов.
Многие образовательные учреждения обзавелись электронными табло, подъёмными пандусами, мобильными лестничными подъемниками и информационными терминалами. Именно при помощи этих средств, обучение детей с ограниченными способностями становится в разы проще.
Программа «Доступная среда»
Программа «Доступная среда» реализуется в РФ с 2011 года. За годы действия госпрограммы суммарно под потребности и возможности людей с ограничениями здоровья уже приспособлено более 18 тыс. социальных объектов во всех регионах нашей страны. Это поликлиники и аптеки, магазины и спортивные сооружения, банки, кинотеатры и прочие общественные учреждения. Все они были обязаны организовать пространство и доступ таким образом, чтобы инвалиды беспрепятственно могли получать товары и услуги. В 2018 году президент поручил правительству РФ проработать продление программы до 2025 года.
На текущий момент перед правительством поставлено сразу несколько задач:
- подготовить предложения по применению электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
- представить предложения о создании инклюзивного Дома искусств,
- создание реабилитационной инфраструктуры (модели по выстраиванию системы реабилитации);
- предусматривать мероприятия, учитывающие потребности инвалидов, при разработке и корректировке госпрограмм, приоритетных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения граждан жильем, формирования комфортной городской среды;
- проработать такие направления социальной защиты и реабилитации инвалидов, как самостоятельное сопровождаемое проживание, включая учебное (тренировочное) проживание, когда инвалида обучают навыкам самостоятельной жизни.
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы
Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:
- оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
- модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.
В Государственную программу входят следующие подпрограммы:
- Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
- Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.
Основные аспекты государственной программы Доступная среда для инвалидов
В государственной программе есть определенные аспекты, которые оговаривают, что нужно сделать властям для адаптации инвалидов, а также на что следует опираться при определении первоочередных задач.
Так, в программе существуют следующие аспекты:
Пересмотр и дополнение законодательных норм | По поводу повышения уровня жизни и ее качества для инвалидов, например повышения субсидии |
Развитие инфраструктуры | Для людей с ограниченными возможностями |
Сбор и изучение мнений граждан | По поводу инклюзии (адаптации) инвалидов |
Увеличение количества объектов социальной сферы | Опекающихся инвалидами |
Подготовка специалистов | Для работы физически неполноценными людьми |
Поощрение инвалидов к работе с госструктурами | — |
Трудоустройство | Людей с потребностями |
Закупка для медучреждений | Специального оборудования |
В россии расширят госпрограмму «доступная среда»
Людям с инвалидностью станет доступен Эрмитаж, а особенные дети смогут отдыхать в «Артеке», «Орленке», «Океане» и «Смене». Об этом рассказал министр труда и социальной защиты Максим Топилин.
Он уточнил, что в 2017 году была продлена до 2025 года госпрограмма «Доступная среда». И сейчас ведомство совместно с другими министерствами и общественными организациями работают над ее редакцией. В частности, в нее предполагается добавить мероприятия, обеспечивающие доступность самых посещаемых федеральных объектов в сферах культуры, образования, туризма и здравоохранения.
«Для создания безбарьерной среды за последние пять лет внесены значительные изменения в 40 федеральных и 750 региональных законов. Это позволило определить обязательные для исполнения условия доступности в наиболее значимых сферах жизнедеятельности — образовании, культуры, транспорта, связи, информации, социального обслуживания», — говорит Топилин.
В 2013 году государственная программа «Доступная среда» реализовывалась в 12 регионах, с 2014 года — в 75, в 2018 году — уже в 81
Но создание доступности объектов и услуг — «длительный и системный процесс». При этом сферы, в которых формируются условия доступности для инвалидов, постоянно изменяются, и развитие может нести в себе новые барьеры для инвалидов, которые необходимо предвидеть и устранять, продолжил он.
Многое предстоит сделать в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения.
«Пока недостаточно четко определены полномочия и обязанности должностных лиц по обеспечению доступности услуг в сферах туристской деятельности, физической культуры и спорта, в организациях аптечной сети».
Показатели доступности услуг для инвалидов отстают также в сфере жилищно-коммунального хозяйства и градостроительстве», — добавил Максим Топилин. В связи с этим минтруд вместе с профильными ведомствами приступил к подготовке предложений по внесению изменений в отраслевые Законодательные акты.
В России упростят процедуру признания инвалидности
В 2013 году госпрограмма «Доступная среда» реализовывалась в 12 регионах, с 2014 года — в 75, в 2018 году — в 81. За восемь лет федеральный бюджет потратил на создание комфортных условий для инвалидов 10,5 миллиарда рублей.
В регионах с участием инвалидов было отобрано свыше 38 тысяч наиболее важных и часто посещаемых ими учреждений социального обслуживания, реабилитационных организаций, больниц, поликлиник, школ, вокзалов, объектов культуры и досуга.
В итоге количество доступных приоритетных объектов возросло с 5 тысяч до более чем 24 тысяч. Доля таких объектов увеличилась с 14,4 до 64,1 процента от отобранных объектов.
Все они должны быть приспособлены для людей с особенностями здоровья к 2026 году, уточнил министр.
Также, по его словам, особое внимание в региональных программах обращено на формирование доступного образования всех уровней (дошкольного, школьного, дополнительного, среднего, высшего). Это касается не только физической доступности, но и образовательного процесса для инвалидов.
Итоги реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
- Итоги реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
- За 10 — летний период реализации госпрограммы «Доступная среда» достигнуты значительные результаты.
- За этот период увеличилось количество доступных наиболее посещаемых инвалидами объектов.
- Более 27 тысяч объектов приспособлены для посещения инвалидами — 67,5% от 40 тысяч ранее отобранных регионами с участием инвалидов объектов.
Созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования в школах, детских садах.
Частично такая работа проведена в организациях дополнительного образования детей, и образовательных организациях среднего и высшего образования.
Количество детских садов, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования увеличилось с 6,6 тыс. в 2016 году (16 %) до 7,4 тысяч (это 18 % от общего количества таких учреждений).
Количество школ, в которых обучаются дети-инвалиды, увеличилось в 4,8 раза — с 2 тысяч в 2011 году до 9,8 тысяч (22,8 % от общего количества таких учреждений).
Наряду с обеспечением физической доступности объектов на всех уровнях образования усовершенствован образовательный процесс. В образовательных программах появились положения, которые позволяют учесть их особые потребности.
Так по данным Минпросвещения России к концу 2020 года планируется 100% вовлечение детей-инвалидов в образовательный процесс в детских садах и школах.
Удельный вес числа профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на конец 2018 года – 23 %.
Создана сеть базовых профессиональных образовательных организаций в 81 субъектах Российской Федерации, и обеспечивается функционирование 21 ресурсного учебно–методического центра. Указанные учреждения обеспечивают поддержку иных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования в создании условий инклюзивного образования.
- Возросло общее количество учреждений по адаптивной физической культуре и спорту с 15 в 2011 году до 67 учреждений в 2019 году.
- Увеличилось количество субтитров на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах с 3 тысяч в 2011 году до 13,4 тысяч часов в 2018 году, это 25% от эфирного времени каналов.
- В рамках Госпрограммы разработан аппаратно-программный комплекс автоматической подготовки скрытых субтитров в реальном масштабе времени, который позволяет существенно модернизировать процесс субтитрирования.
- С 1 января 2020 года телеканалы обязаны предоставлять информацию в доступном для слабослышащих и глухих граждан формате в объеме не менее пяти процентов эфирного времени в неделю (лицензионное требование).
- Роспечатью в рамках Госпрограммы ежегодно осуществляются мероприятия по поддержке издательств, издающих организаций на реализацию социально значимых проектов, выпуск книг, изданий, в том числе учебников и учебных пособий для инвалидов, а также обновлению оборудования типографии для выпуска литературы для инвалидов по зрению.
- Принятые на государственном уровне меры нормативного регулирования позволили повысить в период с 2011 года по 2017 год долю парка городских транспортных средств, оборудованных для перевозки инвалидов, в том числе автобусов с 4,4% до 19,9%, трамваев с 3% до 12,8%, троллейбусов с 9,6% до 26%.
- Заложена законодательная основа и сформированы системные инструменты формирования доступной среды для инвалидов.
- С 1 июля 2016 года закреплена обязательность строительства объектов, производства товаров и транспортных средств с учетом потребностей инвалидов.
- Нормативные и методические документы, направленные на достижение целей Госпрограммы, регулярно размещаются на интернет портале «Жить – вместе» (далее – Портал).
- Также на Портале субъектами Российской Федерации в разделе «Карта доступности объектов» проводится работа по опубликованию актуальных и достоверных сведений о доступности приоритетных объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, отобранных регионами с участием общественных организаций инвалидов.
- В рамках Госпрограммы функционирует информационно-справочный центр по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, созданный в 2015 году.
- Утверждены порядки обеспечения доступности объектов и услуг в различных сферах жизнедеятельности инвалидов, сформирована система контроля (надзора) за их соблюдением.
- Последовательно упрощается Процедура получения инвалидности, повышается прозрачность, объективность и качество ее предоставления.
- На основе международного опыта утверждены классификации и критерии установления инвалидности.
- Создаются условия для комфортного получения услуги по медико-социальной экспертизе.
- Обеспечивается межведомственное взаимодействие при обмене документами без участия граждан.
- Сформированы единые подходы и методические документы, которые позволяют организовать реабилитационный процесс в регионах по общим правилам.
- Оказываемая с 2017 года финансовая поддержка регионам на оснащение реабилитационных организаций оборудованием, развитие региональных информационных систем и обучение специалистов, позволила увеличить долю инвалидов, в отношении которых проведены мероприятия по реабилитации у взрослых с 44 % в 2015 году до 70,9% в 2019 году, показатель в части реабилитации детей — выше — 72%.
- Начиная с 2011 года в рамках Госпрограммы предоставляются инвалидам технические средства реабилитации, за получением которых ежегодно обращаются около 1,6 миллиона человек.
- Значительно увеличилась доля инвалидов, использующих электронную форму обращения за услугами по обеспечению техническими средствами реабилитации — с 0,05 % в 2014 году до 30 % в 2018 году.
- Увеличен и объем бесплатных услуг по переводу русского жестового языка (тифлосурдопереводу) с 40 часов до 84 и 240 часов (в зависимости от степени нарушенных функций).
- В 2018 году определен комиссионный механизм актуализации классификации ТСР в рамках Федерального перечня.
- Намечена положительная тенденция роста общего количества открываемых в регионах пунктов проката ТСР.
- В рамках Госпрограммы с 2016 года осуществляются мероприятия по созданию, обеспечению функционирования и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов».
- Пенсия инвалидам с 1 января 2019 года устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в ФГИС ФРИ.
- Начали развиваться технологии сопровождения в системе реабилитации (ранняя помощь, сопровождаемое проживание инвалидов, сопровождение при содействии занятости инвалидов).
- В предыдущий период Минтрудом России проводились мероприятия по оснащению учреждений МСЭ специальным диагностическим оборудованием.
- В рамках Госпрограммы проводится ежегодное обучение специалистов МСЭ.
- В деятельность МСЭ внедрена единая информационная система, необходимая для проведения освидетельствования, учета и электронного документооборота, в том числе в целях формирования ФГИС ФРИЮ в связи с этим учреждения МСЭ оснащены необходимой компьютерной техникой.
- С 2018 года осуществляется работа по независимой оценке качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями МСЭ.
- В рамках Госпрограммы, а также в соответствии с Планом основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, осуществляется мероприятие по созданию условий комфортного пребывания для детей-инвалидов в бюро медико-социальной экспертизы педиатрического профиля с одновременным оснащением этих бюро соответствующим оборудованием.
- В целях совершенствования организации и проведения МСЭ разработан механизм автоматического распределения заявлений граждан в учреждения МСЭ и последующего освидетельствования граждан в бюро медико-социальной экспертизы.
- Печать Электронная почта
Как реализуется программа?
Главными задачами программы является создание информации, связи и транспорта такого рода, чтобы ограниченный в своих возможностях человек мог ими пользоваться наравне со здоровыми людьми и не считал себя неполноценным.
На первом шаге необходимо было сделать доступными учреждения лечебного и социального уровня. Они должны иметь доступные для инвалида входную группу, весь путь движения, регистратуру, санитарную комнату или лифт.
Реализация программы доступная среда для инвалидов осуществляется следующим образом:
- Обеспечение инвалидов рабочими местами и создание на них доступной среды для такого рода людей;
- Улучшение качества медицинских услуг для инвалидов, создание центров реабилитации;
- Работа с населением таким образом, чтобы инвалиды чувствовали себя свободнее на массовых мероприятиях и не стеснялись своих недостатков;
- Установка в городе графического и звукового оборудования для инвалидов по зрению и слуху;
- Внедрение процедуры сурдоперевода при трансляции телепрограмм;
- Доступность для инвалидов-колясочников городского транспорта — автобусов, троллейбусов, метро и т. д.
- Оборудование городского транспорта звуковым оповещением о маршрутах и остановках.,
- Библиотеки оснащаются книгами, созданными шрифтом Брайля, а также оборудованием для прослушивания аудио-книг.
- разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
- разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
- внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
- повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
- повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
- увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
- внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
- оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.