Инклюзивное образование в школе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инклюзивное образование в школе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В латинском языке одним из значений слова includo является «включать», «помещать». Термин «инклюзивность» используется для обозначения процесса внедрения людей, имеющих различные отклонения от нормы, в социум.

Суть инклюзивного образования

Необходимость гарантировать доступ к получению знаний и профессиональных навыков каждому человеку невзирая на его физические или ментальные особенности признана на международном уровне. Многие страны активно продвигают идею трансформации системы специального образования, организуя обучение детей с ограниченными возможностями в обычных школах.

На Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, проведенной в Испании в июне 1994 года при поддержке ЮНЕСКО, была представлена инновационная образовательная концепция по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. По итогам конференции была принята Саламанкская декларация о принципах инклюзивного обучения, главный из которых – создание условий для развития уникальных способностей каждого ребенка.

За и против инклюзивного образования в таблице

Преимущества Недостатки
Равные права для всех учеников, независимо от их способностей и возможностей Отсутствие материально-технической базы для внедрения инклюзии
Индивидуальная помощь тьютера в процессе обучения Отсутствие подготовленных педагогов, психологов и других специалистов, необходимых детям с особыми потребностями
Получение социальных и коммуникативных навыков детьми с особыми потребностями Стандартная программа обучения не подходит некоторым детям с особыми потребностями, поэтому требует доработки и модернизации
Получение качественного образования, а в дальнейшем — возможность обучаться в вузе, освоить профессию, стать полноправным и независимым членом общества Педагоги необъективно оценивают знания детей с особыми потребностями, поэтому оценка знаний часто не соответствует действительности
Обычные дети получают возможность развить такие человеческие качества, как эмпатия, терпение, толерантность Неприветливое, а часто и враждебное отношение к инвалидам со стороны здоровых детей и их родителей

На чём основана идея инклюзивного образования

Простыми словами, инклюзия – это когда все дети (сверстники) учатся вместе независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей. И не просто в одной школе, а в одном классе.

То есть обычная общеобразовательная школа принимает детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создаёт им условия для обучения. Но при этом не организуются отдельные классы для таких детей. Они учатся вместе со сверстниками без отклонений в развитии.

Эта идея базируется на принципах гуманизма и равенства прав.

  • Человек ценен сам по себе, независимо от способностей и достижений.
  • Каждый человек мыслит и способен на чувства.
  • Любой человек имеет право на общение и хочет быть услышанным.
  • Люди нуждаются друг в друге.
  • Только при взаимодействии людей друг с другом и выстраивании взаимоотношений возможен процесс образования.
  • Человек хочет дружить с ровесниками и ощущать поддержку.
  • Обучающийся скорее достигнет прогресса в том, что он может делать, чем в том, что не может.
  • Разнообразие вносит в жизнь человека краски и обогащает все её сферы.

Что такое инклюзивное образование?

Детям с особыми потребностями необходимо дать возможность развивать свои навыки, получать образование, становиться членами общества. Эти задачи решает инклюзия (inclusif) – включение в социальную деятельность инвалидов. Поскольку социализация детей происходит в учебных учреждениях, необходимо создавать специальные условия для детей-инвалидов, чтобы их социальные навыки развивались одновременно с их здоровыми сверстниками.

Все большей популярности набирает инклюзивное образование – развитие сферы образования, которое открывает всем равный доступ к обучению. Оно подразумевает создание адаптированных программ и учебных методик, учитывая особенные потребности детей с отклонениями развития (умственного, физического или психоэмоционального).

Включают систему инклюзивного образования в учебные заведения разного уровня – среднего, профессионального и высшего. Таким образом, каждый человек становиться частью общества, может сделать свой вклад, получает общение и помощь.

Совместное обучение детей здоровых и тех, что имеют особые образовательные потребности, необходимо для того, чтобы обеспечить социальную адаптацию последних. Дошкольное образование инклюзивного характера позволяет воспитать толерантность к людям с инвалидностью, так как малыши еще не имеют враждебных предубеждений против сверстников, родившихся не такими, как все. Мировой опыт подтверждает, что дошкольники, обучающиеся в совместных группах, демонстрируют более высокие результаты. Это относится и к здоровым детям, и к тем, что имеют особые потребности.

Хотя очевидны и плюсы инклюзивного образования в школе, минусы значительны и пока что труднопреодолимы. Отсутствие финансовой базы для покупки нужного оборудования, перепланировки образовательных помещений, подготовки учителей и психологов делают такой тип обучения практически невозможным. Однако, с каждым годом ситуация хоть и не слишком быстро, но улучшается.

Обучение в инклюзивных образовательных учреждениях является полезным как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для обычных детей, членов семей и общества в целом. Как показывают исследования, в инклюзивных классах упор делается в первую очередь на развитии сильных качеств и талантов детей, а не на их проблемах. Взаимодействие с другими детьми способствует когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей с особыми потребностями. При этом дети с типичным уровнем развития демонстрируют соответствующие модели поведения детям с особыми образовательными потребностями и мотивируют их к развитию и целенаправленного использования новых знаний и умений. Взаимодействие между «здоровыми» детьми и детьми с особыми потребностями в инклюзивных классах способствует налаживанию между ними дружеских отношений. Благодаря такому взаимодействию дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим различиям, они становятся более чуткими, готовыми к взаимопомощи.

Инклюзивные подходы также полезны для семьи. В этом случае семьи детей с особыми образовательными потребностями могут получать поддержку со стороны других родителей, они лучше понимают, в чем развитие их детей является типичным и в чем атипичным, а также принимают активное участие в процессе обучения и воспитания.

Учителя инклюзивных классов глубже понимают индивидуальные различия и особенности детей, а также более эффективно сотрудничают с родителями и другими специалистами (специалистами по лечебной физкультуре, реабилитологами, логопедами, социальными работниками и др.). Инклюзивная система образования также полезна с общественной точки зрения, поскольку, благодаря совместному обучению, дети с детства учатся понимать и толерантно относиться к человеческим различиям.

В общем, результаты научных исследований показали, что ученикам с особыми образовательными потребностями инклюзивное образование:

  • позволяет улучшать учебные результаты;
  • обеспечивает соответствующие их возрастной категории ролевые модели в лице сверстников;
  • создает возможности для обучения в реалистической среде;
  • помогает формировать коммуникативные, социальные и академические навыки,
  • обеспечивает равный доступ к обучению;
  • позволяет повышать самооценку и чувствовать себя частью целого;
  • расширяет возможности для налаживания новых дружеских отношений.

Ученикам с типичным развитием инклюзивное образование:

  • помогает повышать и поддерживать уровень успеваемости;
  • создает подходящую среду для воспитания уважения к различиям и разнообразию;
  • расширяет возможности для налаживания новых дружеских отношений;
  • предоставляет стимулы к сотрудничеству;
  • помогает развить в себе такие качества, как творчество и изобретательность;
  • позволяет приобретать лидерские навыки;
  • обеспечивает возможность учиться на основе широкого набора форм и методов работы.

Педагогическому персоналу инклюзивное образование:

  • помогает наладить сотрудничество и применять командный подход к решению проблем и пути преодоления трудностей;
  • обеспечивает возможности для профессионального развития;
  • помогает осознать важность разработки программ обучения для детей с различными потребностями;
  • позволяет обогатить палитру методов и приемов преподавания и учебных стратегий.

Администрации учебного заведения инклюзивное образование:

  • помогает выработать общие убеждения и ценности по инклюзии детей с особыми образовательными потребностями;
  • обеспечивает возможность пользоваться широким набором ресурсов и видов поддержки и выбирать оптимальные их варианты;
  • помогает сформировать положительное отношение к разнообразию, то есть осознать, что каждая личность своими уникальными чертами и способностями способствует обогащению человеческого сообщества;
  • предоставляет стимулы, которые вдохновляют к осуществлению преобразований, усиливает способность изменять ситуацию к лучшему;
  • помогает укрепить чувство общины.
Читайте также:  Что такое тахограф и на какие автомобили его нужно установить?

Родителям инклюзивное образование:

  • предоставляет возможности для сотрудничества и активного привлечения к жизни школьной общины;
  • обеспечивает возможность выбора в их стремлении обеспечить качественное образование своему ребенку;
  • помогает лучше осознать разнообразие школьного и совместного общества;
  • предоставляет стимулы и поощряет к общению с другими родителями для получения поддержки и информации;
  • помогает сформулировать цель и создать реальное будущее для своего ребенка.

Для общества инклюзивное образование:

  • позволяет понять потребности и способности всех учащихся;
  • обеспечивает отображение школой истинного разнообразия общины;
  • демонстрирует социальную ценность равенства;
  • способствует утверждению гражданских прав всех людей.

Больше всего детей с особыми потребностями именно в дошкольном возрасте находятся вместе со своими сверстниками, наименьшая доля интегрированных учащихся с особыми образовательными потребностями в старших классах.

Аналитические данные свидетельствуют, что отношение учителей общеобразовательных школ к работе с учащимися с особыми потребностями в значительной степени зависит от их опыта, от уровня профессиональной подготовки и надлежащей помощи учителям со стороны администрации и родителей учеников. Наименьшее желание интегрировать учеников с особыми потребностями проявляют учителя школ, когда речь идет об эмоциональных или поведенческих расстройствах.

Ситуация с инклюзивным образованием в России

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 годов. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№ 1321). С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в результате которой в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. Также были разработаны учебные планы курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья» для использования их в педагогических вузах. По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 годах модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях. На сегодняшний день внедрение инклюзивного образования на территории РФ происходит в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также регламентируется Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права граждан на получение образования государства-участники обязаны содействовать развитию системы инклюзивного образования. Ратификацию конвенции «О правах инвалидов» планируется провести в 2012 году.

Модели инклюзивного образования.

Модели инклюзивного образования.

Инклюзивное образование —

это такая
организация процесса обучения, когда все дети
, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую образовательную среду
и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса.

Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ОВЗ – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.

Процесс включения детей с ОВЗ в общую образовательную среду, который соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка является инклюзивным образованием. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем участникам процесса.

Преимущества и недостатки

Преимущества такой формы обучения для ребёнка-инвалида выражаются следующим образом:

  1. дети проходят стандартную школьную программу, что обеспечивает равные со всеми возможности для трудоустройства и полноценную адаптацию в социуме;
  2. смешанные классы и группы позволяют полностью раскрыть потенциал ребенка с психофизическими отклонениями в развитии: они наравне с одноклассниками участвуют в различных конкурсах, соревнованиях и фестивалях;
  3. стираются границы неравенства между здоровыми детьми и инвалидами, образуя общество с равными для всех возможностями и правами.

Учитывая, что такая практика ранее не применялась в России, здесь имеется и ряд существенных недостатков. В частности:

  • отсутствуют квалифицированные специалисты, а именно на подготовке преподавательского состава и базируется данная форма обучения;
  • общеобразовательные учреждения не рассчитаны на комфортное обучение детей с ограниченными возможностями: отсутствуют пандусы и лифтовые подъемники, нет медицинского оборудования и приспособлений для детей с ослабленным зрением;
  • нет педагогов, способных работать с детьми-инвалидами;
  • отсутствие необходимой материально-технической базы.

Согласно последовательности введения смешанной формы обучения, в 2017-2018 гг. на этой базе будут формироваться 1-и 2 классы начальной школы. В некоторых регионах такая практика отлично работает, но, с учётом перечисленных недостатков, большинства областей оказались просто не готовы к таким инновациям в системе образования.

Школа для всех, основные тренды инклюзивного образования

Инклюзивное образование (от англ. inclusion – «включение») – это система, при которой дети с инвалидностью, ОВЗ или особенностями развития обучаются в одном классе/группе с нейротипичными (вписывающимися в нормы развития, не имеющими отклонений) детьми. Инклюзия осуществляется в обычной школе, в которой созданы условия для включения необычных детей в обычную среду.

Чтобы было понятнее, каковы особенности инклюзии, для начала следует разобраться в разном отношении к детям с инвалидностью в образовании: медицинском и социальном. Первый вид отношения предполагает понимание самого ребенка как барьера к адаптации к окружающей среде. То есть он не может адаптироваться к среде сам, поскольку у него есть свои, особые потребности, и возможности у него тоже особые. И все это требует таких условий и среды, которые обычная школа/садик не способны предоставить. Вывод: ребенок не вписывается в обычную школу, так как не дотягивает до каких-либо требований по причинам своего здоровья и развития, а значит, он автоматически исключается из общей системы образования.

Социальный же подход видит проблему не в ребенке, а в системе образования. То есть это не сам ребенок исключается из общей школы, а общая школа не дает ребенку в нее влиться. Логика такая: есть барьеры, которые возникли в среде обитания. Их делят на «архитектурные» и «отношенческие». Первые, как не трудно догадаться, возникают из-за неприспособленности помещений для людей с инвалидностью: неудобные пандусы или отсутствие таковых вовсе, узкие проходы, отсутствие лифта, недостаточное расстояние между рядами, если речь о школе. Второй вид барьеров куда серьезнее. «Отношенческие», или же социальные, барьеры возникают в сознании людей, которые зачастую не могут воспринимать таких необычных людей: кто-то чересчур жалеет, кто-то сильно боится, кто-то навешивает ничем не оправданные ярлыки и т. д. Система образования негибкая, профессиональные установки многих учителей устарели, а нормативно-правовая база несовершенна.

Поскольку инклюзия предполагает взаимодействие нейротипиков с особенными детьми, то и преимущества тоже будут для обеих сторон данного процесса.

Прежде всего – адаптация к окружающему миру, к среде обычных людей. Иными словами, социализация проходит лучше. Общаясь со сверстниками, такие дети раньше осваивают социальные навыки, пусть на это им порой нужно больше времени. Они видят, как себя можно вести в обществе, а как нельзя, понимают, как можно, в случае чего, обратиться за помощью так, чтобы его поняли, а не испугались.

Второе преимущество – стимул к развитию в лице одноклассников. Известны случаи, когда, видя общение сверстников, ребята, испытывающие проблемы с речью, начинали говорить, поскольку у них было большое желание присоединиться к общению.

Следующий плюс касается обычных деток, их родителей и педагогов – снятие социальных барьеров, избавление от предрассудков (полное или частичное), касающихся людей с инвалидностью. Видя, как дети взаимодействуют между собой, как помогают тем, кому нужна помощь, как они получают удовольствие от общения, взрослые зачастую сами задумываются о своем отношении к проблеме инвалидности.

Самое интересное: дети, как правило, более открыты. Они пока не успели стать заложниками стереотипов, не научились вешать ярлыки и в своих сверстниках с особенностями развития видят прежде всего детей, и лишь следом идут их особые потребности. Многие учителя отмечают, что дети всячески стараются помочь своим необычным одноклассникам во всем, в чем нужно: от придерживания дверей в кабинетах до помощи с освоением той или иной темы. А если они с детства привыкли, что существуют люди с другими возможностями, то и во взрослой жизни будут легче воспринимать таких людей, чувствовать, когда им нужна помощь, а когда нет, и не будут томно вздыхать при виде костылей или инвалидной коляски.

Читайте также:  Пенсионное обеспечение муниципальным служащим в 2023 году

Полноценной альтернативы инклюзивному образованию нет, поскольку только инклюзия подразумевает под собой обучение разных ребят в одной среде. Самое близкое к инклюзии – адаптационная педагогика. Это когда группы формируются по интересам и по уровню развития детей. Педагог волен регулировать для каждого сложность заданий, отчего обучение не особо в тягость. Все ребята в группе показывают приблизительно одинаковый результат, как правило, в группах нет отстающих или лидеров. Однако такое обучение не предполагает конкуренции, то есть у ребенка нет стимула развиваться. Плюс ко всему такие «тепличные» условия мешают развитию силы воли, что очень важно для любого ребенка.

Образование на дому и специальные школы, школы-интернаты нельзя назвать альтернативой инклюзивному образованию, поскольку и там и там отсутствует главное – активное включение ребенка в среду обычных людей, без особенностей развития или ОВЗ, что ведет к ухудшению социализации ребенка в будущем.

Как мы видим, инклюзивное образование – это огромный шаг к разрушению стены недопонимания, предрассудков и стереотипов, касающихся людей с инвалидностью. Несмотря на то, что список того, что мешает в полной мере внедряться инклюзивному образованию, внушителен, преимуществ все же больше. Надо только это осознать.

Ваш вопрос отправлен! Спасибо!

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Инклюзивное образование. Особенность программы и проблемы ее реализации в школе.

Нужно отметить, что у внедрения инклюзивного образования находится немало противников, которые считают, что ученикам с психофизическими отклонениями нельзя обучаться в обычных классах, и им будет сложно осваивать стандартную школьную программу. Кроме этого, некоторые родители полагают, что если программа будет ориентирована на учеников с ОВЗ, уровень полученных знаний будет заметно ниже.
Это не так. Практика введения инклюзивного образования в западных школах показывает, что дети-инвалиды отлично справляются со школьной программой, более того, общий уровень знаний в смешанных классах получается выше, чем в коррекционных или общеобразовательных группах.

Достигается это за счет внедрения следующих поведенческих моделей:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • в образовательный процесс вовлекаются все непосредственные участники: преподавательский состав, дети, родители;
  • организация вариативной развивающей среды, где всем предлагаются равные возможности;
  • создаются доверительные отношения внутри коллектива.

Основные принципы инклюзивного образования выглядят так:

  • все люди одинаковы, вне зависимости от умственных и физических способностей, следовательно, нуждаются в полноценном общении;
  • личность каждого человека бесценна;
  • каждому человеку свойственно испытывать чувства и эмоции;
  • в обществе важно развивать дружеские и доверительные отношения среди сверстников;
  • люди испытывают потребность в общении;
  • получить качественное образование можно, только взаимодействуя внутри коллектива;
  • внешние различия развивают в человеке личность.

Важно! В целом совместное обучение направлено на устранение социального неравенства и дискриминации в среде образования.

В полностью инклюзивных школах все ученики приветствуются и могут принимать участие во всех аспектах школьной жизни. Разнообразие уважается и поддерживается. Инклюзивные школы считают, что все учащиеся уверены, связаны, активно участвуют в мероприятиях, учатся в течение всей жизни и работают над этим в рамках разработанного учебного плана. Идентичность учащихся, языки, способности и таланты признаются и утверждаются, их потребности в обучении рассматриваются.

Преимущества такой формы обучения для ребёнка-инвалида выражаются следующим образом:

  1. дети проходят стандартную школьную программу, что обеспечивает равные со всеми возможности для трудоустройства и полноценную адаптацию в социуме;
  2. смешанные классы и группы позволяют полностью раскрыть потенциал ребенка с психофизическими отклонениями в развитии: они наравне с одноклассниками участвуют в различных конкурсах, соревнованиях и фестивалях;
  3. стираются границы неравенства между здоровыми детьми и инвалидами, образуя общество с равными для всех возможностями и правами.

Учитывая, что такая практика ранее не применялась в России, здесь имеется и ряд существенных недостатков. В частности:

  • отсутствуют квалифицированные специалисты, а именно на подготовке преподавательского состава и базируется данная форма обучения;
  • общеобразовательные учреждения не рассчитаны на комфортное обучение детей с ограниченными возможностями: отсутствуют пандусы и лифтовые подъемники, нет медицинского оборудования и приспособлений для детей с ослабленным зрением;
  • нет педагогов, способных работать с детьми-инвалидами;
  • отсутствие необходимой материально-технической базы.

Согласно последовательности введения смешанной формы обучения, в 2017-2018 гг. на этой базе будут формироваться 1-и 2 классы начальной школы. В некоторых регионах такая практика отлично работает, но, с учётом перечисленных недостатков, большинства областей оказались просто не готовы к таким инновациям в системе образования.

Особенно остро в России стоит проблема школ-интернатов и психоневрологических диспансеров, куда обычно попадают дети со сложными нарушениями.

— По закону они также имеют право на образование. Многие из них не могут самостоятельно посещать школу. К ним должны приходить педагоги, но практика, к сожалению, печальная. В интернатах содержится по 400 человек, на них — две нянечки, которые успевают памперсы поменять да бутылочку дать. Ни о каком обучении и воспитании речи вообще не идет. И это самая страшная судьба, — уверена Елена Ворошилова.

Преимущества и недостатки подобной системы обучения

Многие люди в нашей стране до сих считают, что детям с ограниченными возможностями нельзя учиться в одной школе и тем более в одном классе с обычными детьми. По их мнению, таким детям труднее осваивать школьную программу, они не смогут учиться на хорошие отметки, что будет сказываться на их самооценке.

Еще одно опасение некоторых родителей состоит в том, что в таких школах уровень обучения намного ниже, чем в обычных, так как приспособлен под физические и умственные возможности детей-инвалидов.

Однако, как показывает опыт школ, в которых этот проект уже успешно реализован, зачастую дети-инвалиды учатся не хуже своих сверстников без ограничений по здоровью; а уровень обучения, вовлеченности в образовательный, воспитательный и социальный процессы в инклюзивных классах выше, чем в обычных.

Инклюзивное образование. Плюсы и минусы, проблемы на пути его осуществления

Выделяя основные плюсы и минусы инклюзивного образования, необходимо остановиться на проблемах. Хотя мировой опыт такого обучения не выявил негативных последствий ни для учеников с особыми потребностями, ни для их одноклассников, в отечественных реалиях есть ряд объективный и субъективных препятствий для полноценного внедрения инклюзии.

  1. Во-первых, педагоги, которые привыкли к традиционным методам обучения, не готовы менять свои принципы.
  2. Во-вторых, консервативно настроенные родители здоровых детей часто выступают против того, чтобы вместе с их ребенком учились дети с инвалидностью.
  3. В-третьих, финансовый вопрос стоит чрезвычайно остро: большинство школ не имеют соответствующего оборудования и не имеют средств, чтобы приобрести нужные материалы, как учебные, так и бытовые.

На государственном уровне отсутствуют правовые и экономические нормы, которые необходимы для внедрения инклюзивного образования. О плюсах и минусах такого способа обучения чиновникам известно, направление считается приоритетным, однако на практике пока труднореализуемо.

Плюсы ИО Минусы ИО
Новые принципы и методы социального подхода к понятию «инвалидность». Отсутствие гибких образовательных стандартов.
Разнообразие и инновации в общеобразовательном процессе. Учебные школьные планы не соответствуют потребностям детей-инвалидов.
Восприятие детей на равных условиях. Недостаточная эмоциональная и информационная подготовка пед. коллектива.
Социализация и развитие личностных навыков. Отсутствие материально-технического оснащения школ.
Развитие самостоятельности и уверенности в своих силах. Дефицит узкопрофильных работников.
Устраняет дискриминацию за счет развития равных возможностей и прав. Отсутствие у педагогического коллектива навыков работы с детьми из ОВД.

Занятия классов являются прекрасной концепцией, но они требуют много обучения, терпения и сострадания со стороны учителей. Полностью инклюзивные классы имеют учащихся по всему спектру образования и развития: начиная от типично развивающихся детей и заканчивая детьми с тяжелой формой инвалидности. По этой причине учителю сложно найти баланс в образовательном процессе.

Оценку перспектив и уровня готовности к широкому внедрению инклюзии в ООШ оказывали прежде всего те участники исследования, которые имели опыт ИО, то есть эксперты, представители профессиональных групп, родители детей с особыми потребностями и здоровых детей, обучающихся в пилотных учреждениях дошкольного и школьного образования. Оценки существенно отличаются, и уровень оптимизма или пессимизма находится в прямой зависимости от степени вовлеченности в процесс инклюзивного образования, реально отражает конфликт между представлением о процессах и реальным опытом участия в нем.

Читайте также:  Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии в 70-е годы возникают и реализуются в контексте либерально-демократических реформ, общественного противостояния идеям дискриминации людей по расовому, половому, возрастному, национальному, политическому, религиозному, этническому и другим признакам. Борьба против дискриминации способствует формированию новой культурной нормы – уважения к различиям между людьми. Именно в этом широком антидискриминационном контексте специальные школы и интернаты признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная от массовой система специального образования – дискриминационной. И если на предшествующем этапе эволюции общество боролось за организацию специальных учебных заведений, то теперь оно стало рассматривать помещение ребенка в специальную школу как нарушение его прав и «навешивание социального ярлыка».

В Москве работают более 1,5 тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования – около пятидести. Кроме этого, в столице функционирует сеть специализированных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями, которая обеспечивает создание им индивидуальной адаптивной среды:

  • детские сады компенсирующего или комбинированного вида;
  • специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты;
  • начальные школы — детские сады компенсирующего вида;
  • средние общеобразовательные учреждения «Школа надомного обучения»;
  • средние общеобразовательные учреждения «Школа здоровья»;
  • санаторно-лесные школы;
  • санаторные школы-интернаты;
  • центры образования;
  • образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; учреждения начального и среднего профессионального образования.

Первый регионом, узаконившим право ребенка-инвалида на получение образования в рамках общеобразовательной школы, стала Москва. В апреле 2010 года Мосгордума приняла закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (Закон города Москвы № 16 от 28.04.2010). Новый закон закрепляет гарантии лиц с ограниченными возможностями здоровья на реализацию ими конституционного права на образование, создает необходимые условия для получения необходимого именно им образования с учетом индивидуальных потребностей. Документ устанавливает порядок организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья как в рамках общеобразовательной школы и специальных образовательных учреждениях, так и на дому, а также в любом другом избранном учреждении образования. Депутаты, члены комиссии по образованию и молодежной политике надеются, что теперь появится реальная возможность систематизировать выполняющиеся в рамках отдельных программ мероприятия по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, установить порядок обучения детей-инвалидов в массовой (инклюзивной) школе.
Согласно положениям Закона, прием детей-инвалидов в общеобразовательную школу должен быть организован на основе заключения медико-психолого-педагогической комиссии, а число учеников с ограниченными возможностями здоровья в одной школе определяется в соответствии с другими нормативными актами РФ и города Москвы. Кроме этого, новый закон предусматривает создание службы ранней помощи и системы психологической, медицинской и педагогической коррекции ограничений возможностей здоровья с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности. Законодательно определены особенности приема, перевода и отчисления детей-инвалидов из образовательных учреждений, порядок финансирования образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, а также меры социальной поддержки педагогов, работающих с детьми-инвалидами. Финансирование инклюзивных школ осуществляется, как и массовых, общеобразовательных, по количеству учеников. Однако затраты школы, взявшей на себя миссию по обучению «особых» детей, не укладываются в этот норматив. Сегодня существует острая потребность пересмотра системы финансирования таких школ, как вариант, по схеме специализированной коррекционной школы. Эти средства должны направляться только на затраты, связанные с образовательным процессом. На них запрещено покупать компьютерное оборудование, проводить текущий и капитальный ремонт, оплачивать коммунальные услуги или школьное питание, использовать для проведения общественно значимых мероприятий. Школа, в которой внедряется система инклюзивного образования, должна быть соответствующим образом оснащена. Более подробно требования прописаны в «Общем перечне рекомендаций по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения».

Детям с особыми потребностями необходимо дать возможность развивать свои навыки, получать образование, становиться членами общества. Эти задачи решает инклюзия (inclusif) – включение в социальную деятельность инвалидов. Поскольку социализация детей происходит в учебных учреждениях, необходимо создавать специальные условия для детей-инвалидов, чтобы их социальные навыки развивались одновременно с их здоровыми сверстниками.

Все большей популярности набирает инклюзивное образование – развитие сферы образования, которое открывает всем равный доступ к обучению. Оно подразумевает создание адаптированных программ и учебных методик, учитывая особенные потребности детей с отклонениями развития (умственного, физического или психоэмоционального).

Включают систему инклюзивного образования в учебные заведения разного уровня – среднего, профессионального и высшего. Таким образом, каждый человек становиться частью общества, может сделать свой вклад, получает общение и помощь.

Существует восемь принципов инклюзивного обучения, которые противостоят ущемлению прав как здоровых детей, так и детей с инвалидностью:

  1. Достижения и способности человека не влияют на его ценность.
  2. Каждый имеет способность чувствовать и мыслить.
  3. Каждый имеет право общаться и быть услышанным.
  4. Люди нуждаются друг в друге.
  5. Настоящее образование осуществляется на основе живой коммуникации.
  6. Каждый нуждается в дружбе с ровесниками и их поддержке.
  7. Достижение прогресса обучения возможно, развивая то, на что человек способен, нежели то, на что неспособен.
  8. Разностороннее развитие способно усиливать все области жизни.
  • Способствует максимальному уровню развития навыков – подготовка окружения детей с особенностями развития к принятию и создание специальных условий, стимулирует к развитию различных навыков.
  • Способствует социализации личности – общаясь со сверстниками в инклюзивной среде, дети с ограниченными возможностями показывают лучшие результаты социального взаимодействия, нежели в специальных интернатах.
  • Инвалиды чувствуют себя частью общества – у детей-инвалидов появляется возможность заводить друзей среди сверстников, перенимать общественные модели поведения.
  • Социальное принятие – здоровые дети, работая с детьми-инвалидами, учатся принимать их, дружить с ними. Так подрастающее поколение становится толерантным и терпимым в обществе.
  • Адаптация учебной среды – обеспечиваются условия для удовлетворения образовательных потребностей детей конкретного учебного заведения.
  • При инклюзивном обучении дети получают более низкий уровень обучения, нежели их здоровые ровесники.
  • Процесс обучения затрудняют социальные и поведенческие сложности.
  • Недостаток квалифицированных кадров, умеющих сопровождать людей в инклюзивной среде.
  • Необъективная оценка ввиду снисходительного отношения.
  • Недостаток информации по учебным методам, из-за чего дети оканчивают школу, но отсутствует дальнейшее образование.
  • Отсутствие инклюзивного образования в большей части государства.
  • Несоответствие учебных планов и реальных возможностей ученика.
  • Часто отсутствует бюджет, чтобы приобрести специализированное оборудование и устройства.

Интеграция в образовании

Интеграция в образовании – это построение новой образовательной системы, основанной на включении детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс.

Интеграция в образовании предполагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями и детей с нормальным развитием, созданием для них единого образовательного пространства, способного удовлетворить потребности всех его членов.

Интеграция в образовании связана с построением качественно новой образовательной системы, которая рассматривает мир, как систему и применяет специфические способы, методы, средства обучения, формы организации образовательного пространства.

Достижение интеграции в образовании реализуется следующими путями:

Интеграция может носить полный и частичный характер.

При полной интеграции обучение реализуется путем включения ребенка с отклонениями в развитии в образовательную среду нормальной школы. Это актуально при определенной степени развития отклонения учащегося т.е. уровень психического развития ребенка должен быть приближен к нормальному.

Частичная интеграция реализуется, когда обучение ребенка с ограниченными возможностями не может быть полноценным. Он способен освоить только часть учебной программы, а также присутствовать не на всех занятиях, а только на их части. Данная интеграция позволяет ребенку с отклонениями в развитии получить опыт взаимодействия со сверстниками.

Иногда интеграция реализуется путем временного внедрения ребенка в нормальную учебную среду т.е. они периодически объединяются с нормальными детьми, посещают обычную школу.

Интеграция в образовании отличается от инклюзии тем, что делает обучение в обычных учебных учреждениях доступным для детей с ограниченными возможностями. Ребенок просто внедряется в образовательную среду и обучается по одной с ними программе, тогда как, инклюзивное образование основано на специально созданной системе совместного обучения детей с отклонениями в развитии и нормальных детей. При этом используются разные образовательные программы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *