Виды пенсий и пособий, выплачиваемых Пенсионным фондом РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды пенсий и пособий, выплачиваемых Пенсионным фондом РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).

Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения

Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1

Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.

В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.

Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.

С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.

Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.

Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.

Кто получает государственную пенсию

Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.


В России, по данным Пенсионного фонда России, пенсии по государственному обеспечению получают 3,9 млн человек. Из них 3,2 млн человек являются получателями социальных пенсий, большая часть которых выплачивается по инвалидности. Государственные пенсии индексируются ежегодно 1 апреля, в 2021 году индексация составила 3,4%.


Пенсия по возрасту (старости): понятие, виды

В действующем законодательстве к данному виду пенсий применяется иной термин – «пенсия по старости». Вряд ли будет обоснованным и целесообразным применять это понятие на уровне закона, поскольку старость – это категория медицинская, биологическая. Она наступает у разных людей в разном возрасте в зависимости от индивидуальных особенностей организма, условий и образа жизни и других факторов. Поэтому старость и возраст, с наступлением которого возникает право на пенсию, в большинстве своем не совпадают по времени. Кроме того, вряд ли уместно и корректно называть старым человека, имеющего право на досрочную пенсию, к примеру, в 45 или 50 лет. Тем более что классификация возрастов, принятая Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), предполагает средний возраст – 45–59 лет, пожилой возраст – 60–74 года, старческий возраст – 75–90 лет.

Читайте также:  Как россиянам оплатят больничные в 2023 году?

Пенсия по старости – основной вид пенсионного обеспечения, на выплату которого расходуется значительная часть средств Пенсионного фонда РФ.

До недавнего времени в праве социального обеспечения использовался термин «пенсия по возрасту», который более корректен, т. к. в Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение «по возрасту», а не по старости.

С юридической точки зрения «старость» – достижение возраста, указанного в законе.

Исходя из вышесказанного, правильнее, точнее и корректнее будет называть пенсию, связанную с достижением определенного возраста, именно пенсией по возрасту, о чем неоднократно писали ученые и юристы-практики.

Выделяют следующие виды пенсии по старости: страховая пенсия по старости, досрочная страховая пенсия по старости в зависимости от профессиональной категории гражданина, досрочная страховая пенсия по старости в зависимости от социальной категории граждан, государственная пенсия по старости, социальная пенсия по старости.

Страховая пенсия по старости – самый распространенный вид пенсии в России.

Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства).

Страховая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Условием для назначения такой пенсии является наличие определенной продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, а также величины индивидуального пенсионного коэффициента, размер которого с 1 января 2015 года устанавливается не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 году величины коэффициента 30. В соответствии с пенсионным законодательством правом на досрочную пенсию обладают установленные соответствующим законом профессиональные и социальные категории граждан (прилож. 1 и 2). При этом для определенных профессиональных категорий периоды соответствующей работы засчитываются в стаж для досрочной пенсии начиная с 1 января 2013 года при уплате страховых взносов по дополнительному тарифу, а после проведения специальной оценки условий труда – наличия на рабочих местах вредного и (или) опасного класса условий труда.

Для назначения страховой пенсии по старости можно обратиться в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени. Заявление о назначении страховой пенсии с документами подается в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной) или в многофункциональный центр (МФЦ) либо в Пенсионный фонд по месту фактического проживания. Заявление с документами можно подать лично либо через законного представителя непосредственно в территориальный орган ПФР, по почте или через МФЦ.

При подаче заявления по почте днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, через МФЦ – дата приема заявления МФЦ. Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд России (Москва, ул. Шаболовка, д. 4).

Пенсионный фонд может принять заявление о назначении страховой пенсии по старости, но не ранее чем за месяц до наступления пенсионного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости.

Итак, для назначения страховой пенсии по старости должны быть соблюдены три условия.

Первое – достижение общеустановленного возраста: 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, утверждены Правительством РФ.

Второе – страховой стаж не менее 15 лет. Повышение требований к стажу происходит постепенно: в 2015 году он составляЛ 6 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится к 2024 году до 15 лет.

Третье – 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов). Требование по наличию 30 баллов также вводится постепенно: в 2015 году – 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины к 2025 году.

Заявление о назначении страховой пенсии по старости Пенсионный фонд России рассматривает в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов (если они были представлены в течение трех месяцев).

Страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на нее. Ранее дня обращения она назначается в том случае, если обращение последовало в течение 30 дней со дня увольнения с работы. При этом ее назначение происходит со дня, следующего за днем увольнения с работы.

Страховая пенсия по старости выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.

Государственная пенсия по старости назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф.

Условия для назначения государственной пенсии по старости различаются в зависимости от статуса граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и от характера выполнявшихся ими работ, от времени, места и продолжительности проживания на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, от установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы или с последствиями других радиационных или техногенных катастроф.

Кроме того, общим для всех категорий будет являться наличие не менее 5 лет страхового стажа.

Социальная пенсия по старости устанавливается: гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии; гражданам Российской Федерации, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим указанного возраста.

С 1 января 2018 года детям, чьи родители не установлены, назначена социальная пенсия. Данная норма закреплена в ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 18 июля 2017 г. № 162-ФЗ.

У таких детей в свидетельстве о рождении данные о родителях (обоих) отсутствуют (стоят прочерки).

Свидетельство о рождении в таких случаях выдается на основании заявления о рождении, поданного:

1. ОВД.

2. Органом опеки и попечительства.

3. Организацией, куда ребенок был доставлен: медицинской, воспитательной.

Размер выплат составит 12082 руб. ежемесячно. Выплачивать пенсию будут до 18-летия ребенка или до 23 лет, при условии обучения в образовательных учреждениях на дневном отделении.

В случае усыновления ребенка выплата пенсии будет прекращена.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Законодательство предусматривает три вида трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости — наиболее распространенный вид трудовой пенсии. Около 80 % пенсионеров получают трудовую пенсию по старости. Эта пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет. Данный пенсионный возраст был установлен в 1932 г. и с тех пор не менялся. Дополнительным условием для назначения трудовой пенсии по старости служит наличие страхового стажа в системе обязательного пенсионного страхования не менее пяти лет. В страховой стаж включаются все периоды трудовой деятельности, осуществляемой лицом на территории РФ, в течение которых осуществлялись страховые выплаты по обязательному пенсионному страхованию. Исключением из общего правила являются случаи, установленные ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях». В соответствии с этими статьями названного закона пенсионный возраст может быть снижен в зависимости от характера трудовой деятельности. При этом законодатель устанавливает дифференцированный подход к снижению возраста, с которого назначается трудовая пенсия по старости, в зависимости как от пола лица, так и от характера его трудовой деятельности.

Читайте также:  Ветеран труда по стажу работы без наград в краснодарском крае

Условием для назначения трудовой пенсии по инвалидности служит наступление инвалидности, которая определяется ограничением к трудоспособности III, II или I степени и устанавливается в соответствии с медицинскими документами.

Право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца возникает у членов семьи умершего кормильца, состоявших на момент смерти кормильца у него на иждивении, а также у одного из членов его семьи (супруга, родителя или другого члена семьи) независимо от того, состоял ли он на иждивении умершего.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовые пенсии по старости и по инвалидности состоят из трех частей:

1) базовой части;

2) страховой части;

3) накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей: базовой части и страховой части. Размер назначенной пенсии определяется как сумма ее частей.

Базовая часть трудовой пенсии представляет собой гарантированное государством минимальное пенсионное обеспечение и несет в себе функцию обеспечения малоимущих пенсионеров трудовой пенсией, соответствующей прожиточному уровню. Поскольку эта категория пенсионеров в период осуществления трудовой деятельности получала небольшую заработную плату и соответственно сформированные за счет страховых перечислений накопительная и страховая части трудовой пенсии часто не обеспечивают эту категорию пенсионеров пенсией, соответствующей прожиточному уровню, есть необходимость установления гарантированного минимума, которым является базовая часть. Финансирование этой части трудовых пенсий осуществляется из федерального бюджета за счет сумм единого социального налога. Базовая часть трудовых пенсий постоянно увеличивается с целью сохранения ее размера на уровне прожиточного минимума и индексируется в соответствии с темпами инфляции. В настоящее время законодательство устанавливает минимальную сумму базовой части трудовой пенсии в размере 1950 руб. в месяц.

Страховая часть трудовой пенсии формируется за счет сумм страховых взносов, взимаемых в рамках системы обязательного пенсионного страхования. В течение периода трудовой деятельности на индивидуальном лицевом счете гражданина за счет страховых средств накапливается сумма, которую гражданин имеет право получить в виде надбавок к пенсии. Таким образом, размер надбавок к пенсии эквивалентен размеру суммы, накопившейся на индивидуальном счете гражданина.

Накопительная часть трудовой пенсии, так же как и страховая часть, формируется за счет сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, направленных на финансирование именно накопительной части трудовых пенсий. Отличие накопительной части трудовой пенсии от страховой заключается в том, что суммы накопительной части могут быть инвестированы государством с целью увеличения размеров накопительной части трудовых пенсий. После наступления пенсионного возраста гражданин может получать суммы, накопившиеся на индивидуальном страховом счете. В соответствии с действующим законодательством накопительная часть пенсии формируется у мужчин 1953 и женщин 1957 г. рождения и моложе. Лица старше этого возраста не имеют права на формирование накопительной части пенсии, соответственно, у этой категории лиц накопительная часть трудовой пенсии отсутствует. В этих случаях трудовая пенсия состоит из двух частей: базовой и страховой. Накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности также формируется только для мужчин 1953 и женщин до 1957 г. рождения и моложе, получивших инвалидность после 1 января 2001 г.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей: базовой и страховой. Средства, которые к моменту смерти были учтены в специальной части лицевого счета, предназначенные для формирования накопительной части трудовой пенсии, выплачиваются в установленном законодательством порядке лицам, указанным в ст. 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

Законодательство предоставляет пенсионерам право на неодновременное получение трех составных частей трудовой пенсии. Пенсионер имеет право получать только базовую часть трудовой пенсии, а страховую и накопительную части пенсии получить позже в любое время по своему усмотрению.

Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии. Какие именно категории лиц имеют право на получение трудовой пенсии, в том числе трудовой пенсии по старости, уже рассматривалось в этой работе в Главе 2 п. 2.2.

Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.

Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.

Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.

Пенсионная система: понятие

Пенсионная система как правовое понятие — комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений:

  1. отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты (финансовое право);
  2. отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами (по существу, пенсионное право, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения);
  3. отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения.
Читайте также:  Подлежат ли возврату часы согласно законодательству?

В праве социального обеспечения как отрасли российского права вторая группа норм — пенсионное право — занимает центральное место.

Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового регулирования — пенсионные отношения и наиболее обширный массив правовых предписаний.

В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения — пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий.

Право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с

Законом об обязательном пенсионном страховании, отвечающие условиям Закона о трудовых пенсиях.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

2) индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со статьей 29 Закона об обязательном пенсионном страховании.

Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании.

Трудовая пенсия того или иного вида назначается при выполнении условий,

установленных соответствующими статьями Закона о трудовых пенсиях.

Так, например, для назначения трудовой пенсии по старости мужчине требуется достижение возраста 60 лет, женщине — 55 лет, .а также наличие страхового стажа не менее 5 лет.

«Страховой стаж» — новый правовой институт, под которым согласно ст. 2 Закона о трудовых пенсиях понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Ранее для установления пенсии по старости требовался общий трудовой стаж 20 лет для женщин, 25 лет — для мужчин, а при наличии общего трудового стажа 5 лет и более могла быть установлена пенсия по старости при неполном стаже.

Право на досрочное назначение пенсии сохранено за всеми категориями граждан, которым оно предоставлялось ранее по законодательству, действовавшему по состоянию на 31 декабря 2001 г., на основании Закона о государственных пенсиях.

Статья 27 Закона о трудовых пенсиях предусматривает 15 категорий тружеников, имеющих право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста.

Право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда сохранено только за теми, кто на 1 января 2003 г. будет иметь не менее половины требуемого специального стажа.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.

Пенсионное обеспечение граждан: разновидности

В РФ актуальна схема пенсионного обеспечения, разделенная на три уровня страхования:

  • Обязательное. Оно составляется из взносов, поступающих в ПФР по системе ОПС. Почти все граждане России получают именно такие пенсии, общее количество – примерно 83 процента от числа пенсионеров;
  • Государственное. Средства для выдачи таких пенсий берутся в федеральном бюджете, за процесс ответственен Пенсионный фонд. Выплаты доступны отдельным группам граждан, если на то имеются основания;
  • Негосударственное. НПО позволяет гражданам России сформировать пенсию на добровольной основе. Взносы инициированы либо гражданином, либо его работодателем, перечисляются определенный временной период по соответствующему договору.

Государственное пенсионное обеспечение

По данной категории выплаты возможны за счет Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ. Это обеспечение – выплата, начисляемая каждый месяц, доступная определенным категориям лиц:

  • Для компенсации потерянного дохода в связи с покиданием государственной службы, завершение профессии космонавта, летчика-испытателя, если достигнут указанный трудовой стаж;
  • Заболевание, которое было получено во время службы по призыву, из-за негативных внешних условий, неблагоприятной экологической обстановке, инвалидности, потери кормильца;
  • Гражданам, потерявшим трудоспособность по старости.

Такую пенсию по закону могут получать не только граждане России, но иностранцы, если соблюдены определенные условия. Категории лиц, которым доступна подобная пенсия, следующие:

  • Работники федеральных государственных инстанций;
  • Военнослужащие;
  • Участники Великой Отечественной Войны;
  • Блокадники;
  • Космонавты;
  • Представители летного испытательного состава;
  • Граждане, потерявшие трудоспособность.

Пенсионные выплаты производятся ежемесячно в виде денежных перечислений на именной счёт гражданина. Форму получения денег пенсионер выбирает сам – это может быть перечисление на банковскую карту, самостоятельное получение в почтовом отделении либо доставка на дом. В настоящее время в нашей стране предусмотрено несколько видов пенсий:

  • страховая назначается в соответствии со страховым стажем, наработанным гражданином на протяжении своей трудовой деятельности;
  • по государственному обеспечению получателями её являются нетрудоспособные лица, не имеющие возможности самостоятельно зарабатывать себе на жизнь;
  • накопительнаяособый вид пенсионного обеспечения, когда человек сам, формирует будущую пенсию путём отчисления некоторых сумм на личный счёт во внебюджетных фондах.

Виды пенсий в системе ОПС

Пенсия в системе ОПС состоит из двух частей.

Страховая часть формируется путем накопления страховых взносов гражданина, которые затем переводятся в пенсионные коэффициенты.


ВАЖНО Размер страховой пенсии в значительной мере зависит от того, какую стоимость пенсионных коэффициентов установит государство на момент выхода гражданина на пенсию, а также от размера надбавки к страховой пенсии, который также определяет государство. Чтобы рассчитывать на получение страховой пенсии, нужно выполнить ряд условий (о них поговорим ниже).


А накопительная пенсия – это деньги, которые копятся на пенсионном счете их обладателя. Цель создания накопительной части пенсии – формирование дополнительной «подушки безопасности» будущего пенсионера.

До 2014 года сумма этих средств регулярно пополнялась за счет страховых взносов: из 22% отчислений с зарплат 6% шло на накопительный пенсионный счет, а 16% направлялось в страховую часть. Но с 2014 года государство объявило мораторий на перечисление новых взносов на формирование накопительной пенсии, и все взносы стали поступать в счет страховой пенсии. Пока что мораторий продлили до конца 2022 года.

Накопительная часть существует отдельно от страховой. Основное отличие в том, что до момента начала выплат (пока средства еще копятся на счете будущего пенсионера) накопительную часть можно инвестировать с целью получения дохода. В интересах ПФР или НПФ этим занимаются управляющие компании – частные и государственная. Кому доверить работу с накоплениями, решает сам гражданин.

Управляющие вкладывают накопления в ценные бумаги и размещают в депозиты и таким образом формируют доходность. В зависимости от стратегии той или иной управляющей компании риск будет большим или меньшим, существенно будет отличаться и доходность. Причем успехи в прошлом не гарантируют их в будущем. При желании страховщика можно поменять, однако сделать это можно не чаще чем раз в пять лет. Если же гражданин захочет перевести свои накопления досрочно, то в этом случае он потеряет весь инвестиционный доход за предыдущий период (при этом клиенты ПФР могут без потерь инвестдохода переводить накопления между управляющими компаниями, страховщик при этом не меняется).

Подробнее читайте в статье «Что такое накопительная пенсия?».


ВАЖНО Накопительная пенсия не индексируется государством, а инвестирование пенсионных накоплений может принести как прибыль, так и убытки. Вот почему к выбору УК или НПФ нужно подойти со всей серьезностью.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *